Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста "Обучение плаванию"

СОДЕРЖАНИЕ
I Целевой

раздел

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Организация санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию
1.3. Обеспечение безопасности НОД по плаванию
II Содержание

10

программы

2.1. Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста

12

2.2. Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста

14

III Требования к уровню подготовки обучающихся
3.1. Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе

3.2. Календарно-тематическое планирование
IV Список литературы

18
25
26

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Плаванье является прекрасным средством закаливания, оздоровления и физического развития детей. Купание,
плавание, игры и развлечение на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, которые способствуют
оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, тем полнее скажется
положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови — увеличивая сопротивляемость к
инфекционным и простудным заболеваниям, совершенствуют работу вестибулярного аппарата, улучшают чувство
равновесия. Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на
нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон.
Систематическое плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц и совершенствует
такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений.
Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что
особенно важно для формирования правильной осанки у детей. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному
положению туловища в воде, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является
прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.
Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, тренирует мышцы и связки
голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста - это залог безопасности на
воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой
процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни,
сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию
детей.
В связи с этим дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение плаванию» для
3

детей 3 - 10 лет приобретает особое значение, поскольку ее реализация не только помогает обучающимся приобрести
жизненно важные умения и навыки плавания, но и может послужить эффективным способом физического развития и
укрепления здоровья.
Ведущая цель программы: создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания и обеспечение
всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей 3-10 лет.
Важными задачами программы является освоение основных навыков плавания, воспитание психофизических
качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), воспитание привычки и любви к пользованию водой,
потребности в дальнейших занятиях плаванием, формирование стойких гигиенических навыков.
В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе
использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического
воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая
предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка.
Нормативными основаниями разработки рабочей программы по обучению плаванию детей дошкольного
возраста является:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской

Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа
2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( Приказ
Минобрнауки России № 1155. от
17.10.2013г.);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерством юстиции 29.05.2013г.,
РФ
регистрационный №28564);
4

•
•

Основная образовательная программа дошкольного образования.
Устав МАДОУ НТГО детский сад «Золотой петушок»

5

1.2.Организация санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию
Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния
зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются
меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.
Обучение плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом малоразмерном
бассейне и спортивном зале, расположенных в здании МБДОУ детский сад «Золотой петушок» г. Нижняя Тура.
Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех
детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов,
достаточно сложных в организационном и методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском саду
осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только
в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха
детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма.
Режим дня, включающий непосредственно образовательную деятельность по плаванию предусматривает
достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи,
сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема
пищи. Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна проходить не ранее чем через 40 мин после
еды.

6

Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию.
Группы делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и от конкретных условий.
Таблица 1 Длительность занятий по плаванию в разных возрастных группах в течение года
Возрастная группа

Кол. подгрупп

Число детей в подгруппе

Обучающиеся 3-4 лет
Обучающиеся 4-5 лет
Обучающиеся 5-6 лет
Обучающиеся 6-7 лет
Обучающиеся 7-8 лет
Обучающиеся 8-9 лет
Обучающиеся 9-10 лет

2 (3)
2
2
2
2
2
2

8-10
10-12
10-12
10-12
10-12
10-12
10-12

Длительность занятий, мин
В одной подгруппе

45 мин

Таблица 2
Распределение количество занятий по плаванию в разных возрастных группах на учебный год
Возрастная группа
Группа обучающихся 3-4 лет
Группа обучающихся 4-5 лет
Группа обучающихся 5-6 лет
Группа обучающихся 6-7 лет
Группа обучающихся 7-8 лет
Группа обучающихся 8-9 лет
Группа обучающихся 9-10 лет

Количество занятий
В неделю
В год
1
29
1
26
1
29
1
29
1
30
1
30
1
30

Количество часов
В неделю
В месяц
45 мин
180 мин
45 мин
180 мин
45мин
180 мин
45 мин
180 мин
45 мин
180 мин
45 мин
180 мин
45 мин
180 мин

Дополнительная образовательная программа состоит из трех основных разделов: «Освоение (совершенствование)
техники плавания», «Развитие двигательных способностей на суше и воде», «Выполнение контрольных нормативов».
Содержание раздела «Освоение (совершенствование) техники плавания» направлено на освоение комплекса
7

общеразвивающих и специальных упражнений пловца, изучение техники плавания и овладение основными навыками
плавания кролем на груди и спине.
Содержание раздела «Развитие двигательных способностей на суше и воде» ориентировано на физическое развитие,
физическую подготовку и укрепление здоровья детей. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных
навыков и умений плавания, подвижных игр и двигательных действий на воде.
Практический раздел программы «Выполнение контрольных нормативов» предполагает выполнение специальных
упражнений, направленных на проверку качества приобретенных умений и навыков, усвоение знаний и способов
плавательной деятельности.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Обучение плаванию" рассчитана на 1 год обучения
для детей 3-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю с длительностью пребывания в воде до 45 мин. Количество
занимающихся от 8 до 15 человек, допущенных врачом по состоянию здоровья. Основной формой занятий является
групповое обучение. Теоретические сведения даются в процессе каждого занятия. Каждое занятие условно делится на 3
части:
• подготовительную (вводную);
• основную;
• заключительную.

Подготовительная (вводная) часть занятия, начинается на суше и продолжается в воде. Занятие в такой
последовательности позволяет в первой части лучше организовать группу, сообщить задачи предстоящего занятия и
теоретические сведения, выполнять общеразвивающие, специальные и подготовительные упражнения.
В основной части, проводимой в воде, дети обучаются плаванию, выполняют комплексы подготовительных
подводящих и специальных упражнений; совершенствуют полученные навыки, осваивают технику плавания.
В заключительной части, проводятся подвижные игры в воде, подводятся итоги, дается задание на дом.
В группах детей дошкольного возраста почти все упражнения проводятся в игровой форме. На занятиях часто
используются разнообразные плавающие и тонущие предметы и игрушки.
Каждое пятое занятие является контрольным. Дети проплывают столько, сколько смогут, а педагог оценивает
8

технику плавания.
В заключении курса обучения проходит открытое занятие с приглашением родителей. Санитарно-гигиенические
условия проведения занятия по плаванию включают следующее:
- освещенные и проветриваемые помещения;
- ежедневная смена воды;
- текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
- дезинфекция ванны при каждом спуске воды;
- анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанции.
Таблица 3
Возрастная группа
Группа обучающихся 3-4 лет
Группа обучающихся 4-5 лет
Группа обучающихся 5-6 лет
Группа обучающихся 6-7 лет
Группа обучающихся 7-8 лет
Группа обучающихся 8-9 лет
Группа обучающихся 9-10 лет

Температура воды (0С)
+ 30... +320С
+ 28... +290С
+ 27. +280С
+ 27. +280С
+ 27. +280С
+ 27. +280С
+ 27. +280С

Температура воздуха (0С)
+26. +280С
+24. +280С
+24. +280С
+24. +280С
+24. +280С
+24. +280С
+24. +280С

Глубина бассейна (м)
0,4-0,5
0,7-0,8
0,8
0,8
1,25
1,25
1,25
1,25

1.3 Обеспечение безопасности занятия по плаванию
До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна
и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.
Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие
правила.

9

- Дополнительные занятия по плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности
-

и гигиены.
Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за
ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
Допускать детей к дополнительным занятиям по плаванию только с разрешения врача.
Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя.
Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.
Научить детей пользоваться спасательными средствами.
Во время дополнительного занятия внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника
отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении дополнительного занятия по плаванию.
Не проводить дополнительные занятия по плаванию раньше, чем через 40 минут после еды.
При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать
ему согреться.
Соблюдать методическую последовательность обучения.

10

- Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого
ребенка.
- Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности дополнительных занятий по
плаванию.
Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:
внимательно слушать задание и выполнять его; входить в воду
только по разрешению преподавателя;
спускаться по лестнице спиной к воде;
не стоять без движений в воде;
не мешать друг другу, окунаться;
не наталкиваться друг на друга;

не кричать;
не звать нарочно на помощь;
не топить друг друга;
не бегать в помещении бассейна;
проситься выйти по необходимости;
выходить быстро по команде инструктор

Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми дошкольного возраста способствует
обеспечению безопасности при проведении непосредственно образовательной деятельности.

11

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Цели и задачи обучения плаванию детей 3-10 лет
Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого занимающегося в рамках
реализации целевой программы. За время занятий занимающиеся должны овладеть основами плавания в глубокой
воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать несколькими
способами спортивного плавания.
Спортивно-оздоровительное плавание призвано оберегать жизнь и здоровье занимающихся.
Цели начального обучения плаванию дошкольников.
- Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.
- Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию.
- Заложить прочную основу для дальнейшей образовательной деятельности по обучению плаванию, привить интерес,
любовь к воде.
Задачи обучения.
- Учить, не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней.
- Учить передвигаться по дну бассейна различными способами.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и ориентироваться под водой.
- Учить выдоху в воде.
- Учить лежать в воде на груди и на спине.
- Учить скольжению в воде на груди и на спине.
- Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
- Учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
- Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
- Учить различным прыжкам в воду.

12

Характеристика основных навыков плавания.
Таблица 4
Навык
Ныряние
Прыжки в воду
Лежание
Скольжение

Контролируемое
дыхание

Характеристика
Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательно уходить под воду,
ориентироваться там и передвигаться, знакомят с подъемной силой.
Вырабатываются умение владеть своим телом в воде, чувствовать на него действие разных
сил, развивают решительность, самообладание и мужество.
Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживать тело в состоянии
равновесия, учит преодолевать чувство страха.
Позволяет почувствовать не только статистическую, но и динамическую подъемную силу,
учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами,
проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию
выносливости.
Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать
давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, он тесно взаимосвязан со всеми
навыками.

13

2.2. Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:
- принцип сознательности и активности - предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;
- принцип наглядности - предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий
предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде
и их совершенствование;
- принцип доступности - предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической,
физической, координационной готовности к обучению;
- принцип индивидуального подхода - обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в
процессе обучения;
- принцип постепенности в повышении требований - предполагает определенную методическую последовательность в
освоении навыка плавания - от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений,
движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.
Методы обучения.
- Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и
указания.
- Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных
пособий, видеосюжетов, жестов.
- Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью;
14

обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности,
выполнение контрастных движений.

Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств
обучения плаванию.
1. Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»:
- комплекс подводящих упражнений;
- элементы «сухого плавания».
2. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:
- передвижение по дну и простейшие действия в воде;
- погружение в воду, в том числе с головой;
- упражнение на дыхание;
- открывание глаз в воде;
- всплывание и лежание на поверхности воды;
- скольжение по поверхности воды.
3. Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»:
- движение рук и ног;
- дыхание пловца;
- согласование движений рук, ног, дыхания;
- плавание в координации движений.
4. Простейшие спады и прыжки в воду:
15

- спады;
- прыжки на месте и с продвижением;
- прыжки ногами вперед;
- прыжки головой вперед.
5. Игры и игровые упражнения способствующие:
- развитию умения передвигаться в воде;
- овладению навыком погружения и открывания глаз;
- овладению выдохам в воду;
- развитию умения всплывать;
- овладению лежанием;
- овладению скольжением;
- развитию умения выполнять прыжки в воду;
- развитию физического качества.
Основной принцип обучения детей - учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную
основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит
наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с
кроля на груди и на спине.
Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного
материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять
психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее
пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении.
Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным.
Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение,
желание окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать.
16

При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше перечисленных у детей меньше
формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении.

17

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
3.1. Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе
Дети 3 - 4 лет
В младшей группе продолжается период освоения детей в воде. Начинается этап, связанный с приобретением
детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно
передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми
свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др.
Задачи обучения.
- Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
- Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
- Знакомить с некоторыми свойствами воды.
- Обучать различным передвижениям в воде, погружению.
- Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
- Делать попытки лежать на воде.
- Учить простейшим плавательным движениям ног.
Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные
вещи.
Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.
К концу года дети могут.
- Погружать лицо и голову в воду
- Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.
- Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
18

-

Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду.
Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.
Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
Пытаться скользить по поверхности воды.
Дети 4 -5 лет

К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания,
таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя
в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении.
Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине.
Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под музыку.
Повышаются требования к самостоятельности, организованности.
Задачи обучения.
- Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Продолжать обучать передвижениям в воде.
- Учить погружаться в воду.
- Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
- Обучать выдоху в воду.
- Учить открывать глаза в воде.
- Учить различным прыжкам в воде.
- Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.
19

- Учить выполнять плавательные движения ногами.
Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать
личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя,
выполнять его команды.
К концу года дети могут.
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
- Бегать парами.
- Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
- Делать попытку доставать предметы со дна.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
- Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед.
- Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
- Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
- Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».
Дети 5 - 6 лет
К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания. Задачи
обучения.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.
- Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
- Научить выдоху в воду.
20

-

Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
Разучивать попеременные и одновременные движения руками.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя,
выполнять его требования.
К концу года дети могу.
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
- Бегать парами.
- Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
- Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
- Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
- Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
- Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
- Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
- Выполнять упражнение «Поплавок».

дети 6 - 8 лет
В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети
полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на
21

груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма.
Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь,
получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными
навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших
занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и
совершенствование

плавательных

движений.

В

играх

и

упражнениях

воспитывается

самостоятельность,

организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать
приобретенные навыки.
Задачи обучения.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.
- Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
- Научить выдоху в воду.
- Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное время.
- Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед, головой вперед.
- Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
- Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
22

- Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные
вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.
К концу гоДа Дети могут.
- Погружаться в воду, открывать глаза в воде.
- Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
- Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении
лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой
- Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
- Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук.
- Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
- Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
- Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
- Пытаться плавать способом на груди и на спине.
23

Дети 8 - 10 лет
Основными показателями успешной реализации программы является:
• устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде;
• адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей;
• общее позитивное самовосприятие;
• сформированность плавательных навыков.
К концу обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дети 8-10 лет должны уметь:
• проплыть без остановки 10метров (в зависимости от возраста)
• выполнять плавательные движения без существенных ошибок.
Должны знать/иметь представление:
• основные элементы техники плавания;
• основные правила безопасности на воде;
• роль и значение плавания в жизни человека;
• простейшие способы контроля за физической нагрузкой.

24

3.2. Календарно-тематическое
планирование

25

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора - общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и

спорт, 1984.-160 с.
2.

Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры

дошкольников:

Учебно-методическое

пособие/Л.Н.Волошина. - М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
3.

Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С.

Галицина.- М.:, 2005.-143с.
4.

Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для

педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
5.

Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993

6.

Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. - М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука

спорта ).
7.

Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.

8.

Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.:

Просвещение, 1985.-80 с.
9.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей

детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
10. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.
11. Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации / С.Д.Сажина. -

26

М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- ( Библиотека руководителя ДОУ).
12. Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации
для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу «Управление
ДОУ»).
13. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,
2009. - 64 с. - (Синяя птица).
Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. - М.:
«Издательство ФАИР», 2008.-120 с.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».