Содержание № п/п 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы 1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста 1.5. Планируемые результаты реализации ОО «Физическое развитие» (плавание) 1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов 2. Содержательный раздел 2.1. Цели и задачи обучение плаванию детей дошкольного возраста 2.2. Интеграция образовательных областей 2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации. Программа с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 2.4. Взаимодействие педагогов 2.5. Особенности взаимодействие с семьями воспитанников в рамках ОО «Физическое развитие» (плавание) 2.6. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы 3. Требования к уровню подготовки обучающихся 3.1. Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе 3.2. Организация санитарно-гигиенические условия проведения ОД по плаванию 3.3. Обеспечение безопасности ОД по плаванию 3.4. Материально-техническое обеспечение РП по реализации ОО «Физическое развитие» (плавание) Страница 3 3 7 8 10 13 16 18 18 20 22 30 32 33 34 34 40 45 47 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Основополагающими функциями дошкольного уровня образования в соответствии с ФОП являются: 1. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами. 2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. 3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. [1, с. 2]. ФГОС ДО и ФОП являются основой для разработки и утверждения ДОО образовательной программы дошкольного образования. В ФОП ДО определены единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты освоения образовательной программы. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО образовательных программ (в том числе и рабочих программ педагогов) должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы. Образовательная программа ДОО (рабочие программы педагогов) в соответствии с ФГОС ДО и ФОП содержит целевой, содержательный, организационный разделы. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его 3 психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби. Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста - это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей. Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения. Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-8 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях. В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического 4 воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарногигиенических правил. В ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы: • • непосредственно образовательную деятельность по плаванию; развлечения, праздники на воде. Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Вариативная часть рабочая программа направлена на обогащение двигательного опыта дошкольников, связанного с использованием нестандартного оборудования, современных технологий физического развития и оздоровления дошкольников. Рабочая программа по обучению плаванию инструктора по физкультуре определяет содержание образовательной деятельности ДОО в рамках образовательной области «Физическое развитие» и обеспечивает физическое развитие воспитанников ДОО в возрасте от 3 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Нормативными основаниями разработки рабочей программы по обучению плаванию детей дошкольного возраста является: • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Плавательные бассейны. 5 Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. СанПиН 2.1.2.118803; • ФГОС ДО (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования); • ФОП ДО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847); • Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Золотой петушок» № 1241, утверждённый постановлением администрации НТГО от 18 декабря 2019 года https://1ntu.tvoysadik.ru/upload/ts1ntu_new/files/1e/50/1e5052524266c12e838e7f12213e4e49.pdf ; • ОП ДО МАДОУ НТГО детский сад «Золотой петушок» https://1ntu.tvoysadik.ru/upload/ts1ntu_new/files/27/19/271939e05b25aca27b96d109bf97fb5f.pdf. 1.2. Цели и задачи реализации Программы: Цель программы: создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников в процессе обучения плаванию; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем); оказывать индивидуальную помощь дошкольникам в освоении разных видов движений в воде. Цель рабочей программы достигается через решение задач, обозначенных в ФОП: - обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и 6 художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; - достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей [1, стр. 4]. 1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации ОО «Физическое развитие» в соответствии с ФОП и ФГОС ДО построена на следующих принципах: Принцип учёта ведущей деятельности: - реализуется в соответствии с ФОП и в контексте всех перечисленных в ФГОС ДО видов детской деятельности, с акцентом на ведущую деятельность для каждого возрастного периода - от непосредственного эмоционального общения со взрослым до предметной (предметно - манипулятивной) и игровой деятельности; Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей: - учитывает возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных траекторий развития и образования детей с особыми возможностями, способностями, потребностями и интересами; Принцип амплификации детского развития: - рассматривается как направленный процесс обогащения и развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей со взрослыми и сверстниками, соответствующий возрастным задачам дошкольного возраста; Принцип единства обучения и воспитания: - как интеграция двух сторон процесса образования, направленная на развитие личности ребенка и обусловленная общим подходом к отбору содержания и организации воспитания и обучения через обогащение содержания и форм детской деятельности; Принцип преемственности образовательной работы: - реализуется на разных возрастных этапах дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования. РП в соответствии с ФОП реализует данный принцип при построении содержания обучения и воспитания относительно уровня начального школьного образования, а также при построении единого пространства развития 7 ребенка образовательной организацией и семьёй; Принцип сотрудничества с семьей: - реализация РП в соответствии с ФОП предусматривает оказание психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребенка; Принцип здоровьесбережения: - при организации образовательной деятельности не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному благополучию. 8 1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации и осуществления образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Реализация РП ИФК по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет в ДОО опирается на основные показатели физического развития, развития функциональных систем, моторики, психических функций, коммуникативных навыков, социализацию, приоритетные виды детской деятельности, обозначенные в ФОП [1, стр. 1118]. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет): младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. На четвертом году жизни у ребенка возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время его внимание неустойчиво, он отвлекается и часто переходит от одного вида деятельности к другому. Способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у них отмечается еще недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног). Продолжает усложняться и развиваться творческая ролевая игра. В связи с возникновением разнообразных форм совместных игр создаются благоприятные условия для коллективных взаимоотношений детей. В этом возрасте ребенок обладает уже сравнительно большим запасом двигательных умений и навыков, но он еще не заботится о результатах своих действий, поглощен самим процессом движений, их эмоциональной стороной. Вместе с тем движения детей постепенно приобретают все более преднамеренный характер. Ребенок уже в состоянии повторять движение по своему усмотрению или по предложению инструктора, различать некоторые его способы, соблюдать нужное направление. Детям этого возраста свойственно желание включаться в новые и разнообразные виды движений. Сочетая различные действия, ребенок может соблюдать определенную их последовательность. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания. Ребенок более сознательно следит за инструктором, когда он дает образец движений, выслушивает пояснения. Он лучше воспринимает объяснения в форме диалога, направленного на изложение предстоящих действий. К концу четвертого года у ребенка уже имеется довольно большой и прочный запас разнообразных движений и их 9 сочетаний, который обусловливает свободу самостоятельных действий и уверенность в себе. Это позволяет перейти к работе над качественной стороной движений. 10 Средняя группа (от 4 до 5 лет): возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и координированными. Ребенок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. Внимание ребенка среднего дошкольного возраста приобретает все более устойчивый характер; совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развиваются преднамеренное запоминание и припоминание. У детей появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет педагогу приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. Игровые мотивы детской деятельности сохраняют свое значение. У ребенка возникает потребность согласовывать свои действия с действиями других, выполнять их ради достижения общей цели. Создаются условия для формирования дружеских отношений между детьми, проявление взаимопомощи и т.п. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но еще не умеют соразмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий. Дети хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий. Все это обусловливает вполне преднамеренный и произвольный характер движений детей. Дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут проявляться достаточно правильно и эффективно. Ведущие элементы техники передвижения в воде не могут быть освоены ребенком и применены продуктивно, если у него недостаточно развиты ловкость, координация и точность движений, быстрота, сила, выносливость, гибкость, а также способность сохранять устойчивое положение тела в самых различных условиях. Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. Возникает психологическая готовность к выполнению сложных двигательных действий и проявлению определенных волевых усилий. Наряду с игрой побудительным мотивом двигательной деятельности выступает мотив усвоения новых умений и навыков, закрепления их. В результате закладываются прочные основы школы движений, повышения работоспособности и физической подготовленности. Старшая группа (от 5 до 6 лет): двигательная деятельность ребенка становится все более многообразной. Дети уже 10 достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры. На шестом году жизни ребенка его движения становятся все более осознанными и носят 11 преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную инструктором, самостоятельно выполнять указания педагога. Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребенка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Стремясь к правильной оценке движений, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом. Растет уровень физической подготовленности дошкольников, создаются прочные психологические и физиологические основания для повышения их работоспособности путем целенаправленного развития двигательных качеств. Для старших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигательной деятельности. При разумной педагогической направленности оно оказывает большое влияние на развитие личностных качеств ребенка. Развитие моральных и волевых качеств детской личности - важная сторона педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет): движения детей седьмого года жизни достаточно координированы и точны. Ребенок умеет их сочетать в зависимости от окружающих условий. Возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, плывет, едет на велосипеде и т.п. Они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Дети все чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движений. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремления ребенка не всегда совпадает с его возможностями, поэтому инструктор должен быть очень внимателен и не допускать перегрузок. У ребенка постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками. Дети уже понимают значение упражнений для совершенствования движений. Они целенаправленно могут повторять упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость. 1.5. Планируемые результаты реализации ОО «Физическое развитие» (плавание) В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения образовательной программы в рамках ОО «Физическое развитие» представлены в виде целевых 11 ориентиров ДО и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к завершению ДО. К трем годам: -ребенок адаптируется к водному пространству, активно использует освоенные ранее движения в воде, начинает осваивать передвижения в воде с помощью выполнения бега, прыжков на двух ногах, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам [1, стр. 20]; К четырем годам: - ребенок демонстрирует положительное отношение к подготавливающим упражнениям и ориентированию в воде, умеет задерживать дыхание после вдоха, выполнять погружение и лежание на поверхности воды у неподвижной опоры, проявляет избирательный интерес к специальным двигательным действиям (скольжение и лежание на воде) и подвижным играм; - ребенок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет ритмические движения под музыку; - ребенок демонстрирует достаточную координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе; - ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и т.п., соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье [1, стр. 21-22]. К пяти годам: - ребенок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, испытывает потребность в двигательной активности; - дети узнают основные требования к технике плавательных движений. Знакомятся с некоторыми подводящими упражнениями. - ребенок интересуется факторами, обеспечивающими здоровье, стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания; - ребенок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации [1, стр. 22]. К шести годам: 12 - ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, водным прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, водном туризме, как форме активного отдыха; - ребенок проявляет во время занятий физической деятельностью выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость, уверенно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений; - ребенок проявляет необходимый самоконтроль и самооценку, способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру; - ребенок владеет основными способами укрепления здоровья, правилами безопасного поведения в воде, мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих его людей [1, стр. 23-24]; К концу дошкольного возраста: - у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; - ребенок владеет основными движениями и элементами плавания, может контролировать свои движение и управлять ими; - ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены; - ребенок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, специальные движения по плаванию, спортивные), участвует в туристических пеших прогулках, осваивает простейшие туристические навыки, ориентируется на местности; - проявляет элементы творчества в двигательной деятельности; - проявляет морально-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять самооценку своей двигательной деятельности; - имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности, о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его; - владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку заболевшим людям [1, стр. 25]. Результаты освоения Программы младший возраст (3-4 года) • Передвижения в воде (ходьба в определенном направлении, вдоль бортика; на носочках, высоко поднимая колени; приставными шагами вперед, в стороны; догонять, убегать; передвигаться прыжками на двух ногах). • Погружения (опускание подбородка, носа, лица в воду; подныривание под плавающим предметом). 13 • Специальные упражнения (лежание на поверхности воды, держась за бортик, с плавательными предметами (на груди); выдохи в воду). Результаты освоения Программы средний возраст (4-5лет) • Передвижения в воде (ходьба и бег в воде с различным положением рук, ходьба и бег в воде с движениями рук, кружится в обе стороны, подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги вместе - ноги врозь; прыгать на одной ноге (правой и левой), продвигаясь вперед). • Погружения (с открыванием глаз под водой; с доставанием предметов со дна бассейна; ныряния в обруч). • Специальные упражнения (скольжение на груди без плавательных предметов; скольжение на спине с плавательным предметом; 15 • Плавание при помощи движений ног способом кроль на груди (с плавательными предметами и без них). Результаты освоения Программы старший возраст (5-6лет) • Скольжения (лежание на воде предложенными способами (на груди, спине); стрелочка на груди). • Выдохи в воду. • Специальные упражнения: плавание способом кроль на груди в полной координации на задержке дыхания; плавание при помощи движений ног способом кроль на спине (с плавательными предметами и без них). Результаты освоения Программы подготовительный возраст (6-7лет) • Скольжения (лежание на воде на спине расслабляющего характера; стрелочка на груди и на спине). • Выдохи в воду. • Специальные упражнения: плавание способом кроль на груди в полной координации в сочетании с дыханием; плавание способом кроль на спине в полной координации. 1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов Планируемые результаты — это целевые ориентиры и представляют собой социально-нормативные характеристики ВОЗМОЖНЫХ достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства. В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты 14 наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Периодичность проведения диагностики. Оптимальным является её проведение на начальном этапе освоения ребёнком ФОП ДО (стартовая диагностика) и на завершающем этапе его возрастной группы (финишная). Ее функция заключается в обеспечении эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Направления и цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО. Педагогическая диагностика не является обязательной процедурой, вопрос о её проведении для получения информации о динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им образовательной программы, формах организации и методах решается непосредственно ДОО. Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике: А,А, Чеменева, Т.В. Столмакова «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». Педагогическая диагностика физического развития воспитанников МАДОУ НТГО детского сада «Золотой петушок» проводится ИФК, воспитателями на основе наблюдения, специальных диагностических ситуаций. Для проведения диагностики физического развития по плаванию используются следующие методические рекомендации: Стартовая - на этапе поступления ребёнка в дошкольную группу - в сентябре 2023 г. Финальная - на завершающем этапе освоения программы определённой возрастной группы - в мае 2024 г. Результаты проведения диагностики физического развития ребёнка фиксируются в индивидуальную карту («Паспорт здоровья», см. Приложение 8). 15 П.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста Содержание работы по физическому развитию дошкольников реализуется инструктором по физкультуре, педагогами ДОО в соответствии с ФОП, ФГОС ДО, образовательной программой ДОО, методикой физического развития детей от 3 до 7 лет. Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками. Содержание ОО «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП предусматривает решение ряда специфических задач: Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Физическое развитие»: Для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет): 1. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. 2. Формировать гигиенические навыки. 3. Учить правилам поведения на воде. Для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет): 1. Способствовать повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем. 2. Активизировать работу вестибулярного аппарата. 16 3. Формировать навык горизонтального положения тела в воде. Для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): 1. Способствовать закаливанию организма. 2. Активизировать обменные процессы и работу центральной нервной системы. 3. Изучать движения рук способами кроль на груди, спине. Для детей подготовительного возраста (от 6 до 7 лет): 1. Способствовать укреплению здоровья ребёнка, его гармоничному психофизическому развитию. 2. Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку. 3. Учить расслабляться на воде, обучать способам отдыха. 4. Поддерживать выбор ребёнка способа плавания, уважать его индивидуальные предпочтения. 17 2.2. Интеграция образовательных областей: Рабочая программа построена в соответствии с ФОП и ФГОС ДО на интегративном подходе сочетания образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания ОО «Физическое развитие» решаются как самостоятельно, так и в ходе реализации других ОО («Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»). «Социально-коммуникативное развитие»: создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение; привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного и плавательного инвентаря и оборудования. «Познавательное развитие»: активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей, пересчет досок для плавания), организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (имитация движения животных, труда взрослых); обогащать знания о двигательных режимах, водных видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение, положение тела, движение в воде. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. «Речевое развитие»: побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности на суше, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой и плаванием; организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных занятий на темы прочитанных сказок и потешек. Обогащать активный словарь на занятиях плаванием (команды, построения). «Художественно-эстетическое развитие»: привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида 18 детей и инструктора по физической культуре, оформления помещения бассейна; организация ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку в воде; проведение в бассейне спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения. «Физическое развитие» интегрирует с другими образовательными областями как их содержательная часть, разновидность наглядного метода; как средство оптимизации образовательного процесса; как средство обогащения образовательного процесса; как средство организации образовательного процесса. В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Физическое развитие» несомненны. Планирование основывается на комплекснотематическом принципе, в соответствии с которым реализация содержания образовательной области осуществляется в соответствии с определённой темой. По возрасту детей, и степени усвоения программы выделены возраста: младший возраст - с 3 - 4 лет средний возраст - с 4 - 5 лет старший возраст - с 5 - 6 лет подготовительный возраст - с 6 - 7 лет 19 2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации. Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) • образовательная деятельность; • развивающая игровая деятельность; • подвижные игры; • спортивные игры и упражнения; • спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья; • игровые беседы с элементами движений; • закаливающие процедуры; • чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Средняя группа (от 4 до 5 лет) • образовательная деятельность; • развивающая игровая деятельность; • подвижные игры; • спортивные игры и упражнения; • спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья; • игровые беседы с элементами движений; • закаливающие процедуры; • чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Старшая группа (от 5 до 6 лет) • образовательная деятельность; • развивающая игровая деятельность; • подвижные игры; • спортивные игры и упражнения; 20 спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья; игровые беседы с элементами движений; разные виды гимнастик; закаливающие процедуры; физкультминутки, динамические паузы. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) • образовательная деятельность; • развивающая игровая деятельность; • подвижные игры; • спортивные игры и упражнения; • спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья; • игровые беседы с элементами движений; • разные виды гимнастик; • закаливающие процедуры; • физкультминутки, динамические паузы; • чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций; • двигательная активность в течение дня. К основным методам обучения плаванию относятся: • словесный: рассказ, беседа, описание, объяснение, разбор, указание, оценка действий, команда; • наглядный: показ отдельного упражнения и техники плавания, видеоматериалы, жестикуляция, применение дополнительных ориентиров, плакаты, картотека игр и упражнений на воде; • практический: метод практических упражнений, соревновательный метод, игровой метод. Метод практических упражнений направлен на освоение спортивной техники и на развитие физических качеств. Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая — на последующих. При освоении спортивной техники применяются метод целостно конструктивного упражнения (целостного) и метод расчленённо - конструктивного упражнения (по частям). При • • • • • 21 развитии физических качеств используются методы: • равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью); • переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции); • повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью); • интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха). • соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий. Все перечисленные методы обучения плаванию тесно взаимосвязаны. Комплексное использование методов в процессе изучения и совершенствования техники плавания позволяет наиболее быстро и совершенно овладеть сложными плавательными движениями. Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию. 1. Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»: - комплекс подводящих упражнений; - элементы «сухого плавания». 2. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами: - передвижение по дну и простейшие действия в воде; - погружение в воду, в том числе с головой; - упражнение на дыхание; - открывание глаз в воде; -всплывание и лежание на поверхности воды; - скольжение по поверхности воды. 3. Упражнения для разучивания техники плавания «с опорой и без»: - движение рук и ног; - дыхание пловца; 22 - согласование движений рук, ног, дыхания; - плавание в координации движений. 4. Игры и игровые упражнения, способствующие: - развитию умения передвигаться в воде; - овладению навыком погружения и открывания глаз; - овладению выдохам в воду; - развитию умения всплывать; - овладению лежанием; - овладению скольжением; - развитию физического качества. Виды занятий по плаванию. К основным формам организации деятельности дошкольников по развитию плавательных умений в детском саду относятся: занятия плаванием; совместная деятельность взрослых (инструктора ФК, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей на базе бассейна ДОУ; праздники и развлечения; самостоятельная деятельность детей в рамках занятия. В работе инструктора ФК основной формой организации образовательной деятельности детей традиционно являются занятия в бассейне. Содержание образовательной деятельности в рамках ОО «Физическое развитие» реализуется в соответствии с ФОП, с опорой на УМК к программе «От рождения до школы», перспективным планированием обучения основным видам движений (см. Приложение 1. Перспективное планирование основных видов движений). Для обучения играм и упражнениям на воде, музыкально-ритмическим движениям на суше, используются следующие методические пособия: 23 Таблица 6 Характеристика основных навыков плавания. Навык Характеристика Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательно уходить под воду, Ныряние ориентироваться там и передвигаться, знакомят с подъемной силой. Вырабатывают умение владеть своим телом в воде, чувствовать на него действие разных сил, Прыжки в воду развивают решительность, самообладание и мужество. Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживать тело в состоянии Лежание равновесия, учит преодолевать чувство страха. Скольжение Контролируемое дыхание Позволяет почувствовать не только статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию выносливости. Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, он тесно взаимосвязан со всеми навыками. - элементы «сухого плавания». 1. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами: - передвижение по дну и простейшие действия в воде; - погружение в воду, в том числе с головой; - упражнение на дыхание; - открывание глаз в воде; - всплывание и лежание на поверхности воды; - скольжение по поверхности воды. 24 2. Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»: - движение рук и ног; - дыхание пловца; - согласование движений рук, ног, дыхания; - плавание в координации движений. 3. Простейшие спады и прыжки в воду: - спады; - прыжки на месте и с продвижением; - прыжки ногами вперед; - прыжки головой вперед. 4. Игры и игровые упражнения способствующие: - развитию умения передвигаться в воде; - овладению навыком погружения и открывания глаз; - овладению выдохам в воду; - развитию умения всплывать; - овладению лежанием; - овладению скольжением; - развитию умения выполнять прыжки в воду; - развитию физического качества. Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным в соответствии ФГОС ДО и ФОП ДО. Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание 25 окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать. При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше перечисленных у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении. Список рекомендуемой литературы: 1. Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. - М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание). 2. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с. 3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с. 4. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с. 5. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с. 6. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7. 7. Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 8. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с. - (Синяя птица). 26 9. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. - М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с. 10. Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно методическое пособие / Под. ред. А.А. Чеменевой. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 89789798 27 2.4. Взаимодействие педагогов Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность физического развития детей, является взаимодействие всех участников образовательного процесса - администрации ДОО, инструктора по физической культуре, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, родителей. заимодействие с администра ией . Заведующий детским садом и заместитель заведующего по ВиМР обеспечивают организацию образовательного процесса в ДОО, повышение профессиональной компетенции специалистов, а также организуют взаимодействие с семьями воспитанников и различными социальными партнёрами. заимодействие с меди инским персоналом В начале учебного года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняются карты здоровья, физического развития детей. заимодействие с воспитателями ИФК оказывает консультативную помощь воспитателям по различным вопросам физического развития детей. Совместно проводят педагогическую диагностику плавательных умений у детей, планируют работу в рамках ОО «Физическое развитие», работу с родителями по данному направлению. В образовательной деятельности ИФК проводит занятие, воспитатель следит за качеством выполнения ОРУ и ОВД, оказывает помощь детям при выполнении упражнений, страховку. заимодействие с музыкальным руководителем Музыка является одним из средств физического воспитания. Она положительно воздействует на эмоции детей, создает хорошее настроение, помогает активизировать умственную деятельность, способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике, способствует развитию внимания, чувства ритма. Совместно с музыкальным руководителем подбирается музыкальный материал для использования на физкультурных занятиях, досугах и развлечениях, праздниках. На физкультурных занятиях по обучению плаванию закрепляются музыкально-ритмические движения, разученные на музыкальных занятиях. заимодействие с педагогом-психологом Дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, поэтому необходимо сотрудничество с педагогом- психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами. 28 В физкультурные занятия и развлечения включают игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов. заимодействие с учителем-логопедом С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы. заимодействие с младшим воспитателем Способствует соблюдению санитарно - гигиенических требований при организации работы по физическому развитию дошкольников. 29 2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках ОО «Физическое развитие» (плавание) Основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников ДОО является «установление доверительного делового контакта» между семьёй и ДОО. Для достижения этой цели осуществляется дифференцированный подход в работе с семьей, в зависимости от образовательных потребностей родителей (законных представителей) в отношении ребенка и их воспитательных установок и позиции, выстраивание профессионального диалога с родителями [1, стр. 154-155]. В соответствии с ФОП в ДОО организована система профессиональной поддержки и помощи родителям (законным представителям) в воспитании и обучении детей, охране и укрепления их здоровья, состоящая из консультативных, просветительских, обучающих направлений работы педагогов ДОО (см. Приложение 7. План работы с родителями). 30 2.6. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы Коррекционно-развивающая работа и или инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. КРР представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в ДОО осуществляют педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, другие педагоги (воспитатели, инструктор по физкультуре, и т.д.) [1, стр. 143-148]. Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми - инвалидами согласно нозологическим группам, осуществляется в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой ДО. КРР с обучающимися с ОВЗ и детьмиинвалидами (при наличии) предусматривает предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использования ассистивных технологий (см. АОП ДОО на 2023-2024 уч/год). 31 III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3.1.Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе Младшая группа дети 3-4 года. В младшей группе продолжается период освоения детей в воде. Начинается этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды сопротивлением, поддерживающей силой и др. Задачи обучения. - Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться. - Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно. - Знакомить с некоторыми свойствами воды. - Обучать различным передвижениям в воде, погружению. - Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха. - Делать попытки лежать на воде. - Учить простейшим плавательным движениям ног. Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. Правила поведения: соблюдать основные правила поведения. К кон у года дети могут. - Погружать лицо и голову в воду - Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук. - Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»). - Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног. - Выполнять вдох над водой и выдох в воду. 32 - Пытаться выполнять выдох с погружением в воду. - Прыгать по бассейну с продвижением вперед. - Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди. - Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине. - Пытаться скользить по поверхности воды. Средняя группа дети 4-5 лет. К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к самостоятельности, организованности. Задачи обучения. - Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться. - Продолжать знакомить со свойствами воды. - Продолжать обучать передвижениям в воде. - Учить погружаться в воду. - Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха. - Обучать выдоху в воду. - Учить открывать глаза в воде. - Учить различным прыжкам в воде. - Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде. - Учить выполнять плавательные движения ногами. Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. 33 Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды. К кон у года дети могут. - Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде. - Бегать парами. - Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку. - Делать попытку доставать предметы со дна. - Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой. - Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок». - Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед. - Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди. - Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире». - Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза». Старшая группа дети 5-6 лет. К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания. Задачи обучения. - Продолжать знакомить со свойствами воды. - Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине. - Продолжать обучать лежанию на груди и на спине. - Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой. - Научить выдоху в воду. - Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди. - Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед. - Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди. - Разучивать попеременные и одновременные движения руками. 34 Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования. К кон у года дети могут. - Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде. - Бегать парами. - Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку. - Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец». - Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой. - Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше». - Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед. - Скользить на груди с работой ног, с работой рук. - Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской. - Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди. - Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине. - Выполнять упражнение «Поплавок». Подготовительная к школе группа дети 6-7 лет. В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование 35 плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки. Задачи обучения. - Продолжать знакомить со свойствами воды. - Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине. - Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине. - Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой. - Научить выдоху в воду. - Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное время. - Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед, головой вперед. - Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине. - Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине. - Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине. Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи. Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять. К кон у года дети могут. - Погружаться в воду, открывать глаза в воде. - Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой. - Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост. - Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой. - Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой - Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед. - Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук. - Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской. 36 - Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине. Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания. Плавать на груди с работой рук, с работой ног. Пытаться плавать способом на груди и на спине. 37 3.2. Организация санитарно-гигиенические условия проведения ОД по плаванию Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила. Обучение плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом малоразмерном бассейне и спортивном зале, расположенных в здании МАДОУ НТГО детский сад «Золотой петушок». Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма. Режим дня, включающий образовательную деятельность по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна проходить не ранее чем через 40 мин после еды. Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. Группы делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и от конкретных условий. 38 Таблица 2 Длительность ОД по плаванию в разных возрастных группах в течение года в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО Возрастная группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Кол. Подгрупп Число детей в подгруппе Длительность занятий, мин. 2(3) 2 2 8-10 10-12 10-12 в одной подгруппе от 10 до 15 от 15 до 20 от 20 до 25 2 10-12 от 25 до 30 Таблица 3 Распределение количества ОД по плаванию в разных возрастных группах на учебный год в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО Возрастная группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа Количество занятий Количество часов в неделю в год в неделю в месяц в год 1 36 72 72 15мин 40мин 50мин 1 2часа 40мин 3часа 20мин 9 24 33 2 2 39 Подготовительная Группа 2 72 1 4 36 Таблица 4 Продолжительность и распределение количества развлечений, праздников на воде в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО Младшая группа Количество Проведения Развлечение 1 раз в месяц Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц Возрастная Группа Праздник 2 раза в год 2 раза в год 2 раза в год Продолжительность проведения развлечение праздник 15-20 мин 20 мин 25-30 мин 40 мин 45 мин до 1 часа до 1 часа Длительность образовательной деятельности в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста. Периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается. Отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от выше перечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения. Образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование. Большая роль в подготовке и проведении образовательную деятельность по плаванию отводится воспитателям групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинским 40 персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания образовательной деятельности, готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями. Воспитатель перед образовательной деятельностью по плаванию проверяет наличие у детей всех плавательных принадлежностей, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей им необходима помощь воспитателя. Роль воспитателя очень важна при организации плавания в бассейне, и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков. При проведении непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей. Санитарно-гигиенические условия проведения ОД по плаванию включают следующее: - освещенные и проветриваемые помещения; ежедневная смена воды; текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря; дезинфекция ванны при каждом спуске воды; анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией. 41 Таблица 5 Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе Возрастная группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Температура воды (0С) + 30... +320С + 28. +290С + 27. +280С + 27. +280С Температура воздуха (0С) Глубина бассейна (м) +26. +280С 0,4-0,5 0 +24. +28 С 0,7-0,8 0 +24. +28 С 0,8 0 +24. +28 С 0,8 42 3.3.Обеспечение безопасности ОД по плаванию До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям. Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила. - Образовательную деятельность по плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены. - Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния. - Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется. - Не проводить непосредственно образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 10-12 человек. - Допускать детей к образовательной деятельности только с разрешения врача. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя. Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее. Научить детей пользоваться спасательными средствами. Во время непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку. - Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении непосредственно образовательной деятельности по плаванию. - Не проводить непосредственно образовательную деятельность раньше, чем через 40 минут после еды. - При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться. 43 - Соблюдать методическую последовательность обучения. - Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка. - Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности непосредственно образовательной деятельности по плаванию. Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. 44 3.4. Материально-техническое обеспечение РП по реализации ОО «Физическое развитие» (плавание) Для реализации образовательной программы в ДОО в соответствии с ФОП созданы материально-технические условия, обеспечивающие: - возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы по физическому развитию; - выполнение ДОО требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для обеспечения безопасного нахождения воспитанников на территории ДОО, в групповых и других помещениях, необходимых для образовательной деятельности, проведения режимных моментов, сна и отдыха; - выполнение ДОО требований пожарной безопасности и электробезопасности; - выполнение ДОО требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников ДОО; - возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов к объектам инфраструктуры ДОО [1, стр. 156-158]. При проведении закупок спортивного оборудования, инвентаря ДОО руководствуется нормами и законодательством РФ. Используемые материалы: 1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Приказ Министерства просвещения от 25.11.2022 г. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155. 3. СанПиН - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2. 4. Основная образовательная программа ДОО. 45 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Приложения к РП по реализации ОО «Физическое развитие» Перспективное планирование освоения основных движений (все возрастные группы), план-график Двигательный режим детей дошкольного возраста План проведения досуговых мероприятий и праздников Перечень спортивного оборудования и инвентаря Расписание ОД по физическому развитию Картотека подвижных игр План работы с семьями воспитанников Паспорт здоровья 46