1
Содержание
I Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка................................................................................... 3-5
1.2. Цели и задачи программы ..................................................................................5
1.3. Принципы и подходы к формированию и реализации Программы ..........5-6
1.4. Характеристика контингента детей .............................................................. 6-7
II Содержательный раздел (комплекс основных характеристик
образования)
2.1. Объем программы ........................................................................................... 8-9
2.2. Содержание программы ............................................................................... 9-13
2.3. Планируемые результаты .......................................................................... 13-15
2.4. Учебный план ....................................................................................................15
2.5. Календарный учебный график .................................................................. 16-17
2.6. Рабочая программа ..................................................................................... 18-23
2.7. Оценочные материалы ............................................................................... 23-24
III Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия ............................................... 25-27
3.2. Кадровые условия ....................................................................................... 27-29
Приложение
2
I Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
Проблема разработки дополнительных образовательных программ по
речевому развитию у детей дошкольного возраста остается в настоящее время
актуальной, поскольку продолжается поиск обновления качества содержания по
данному направлению работы, поэтому в нашем дошкольном учреждении
разработана дополнительная образовательная программа по подготовке к
обучению грамоте 5-6 лет. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на
четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о
звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою
очередь,
тесно
связан
с
формированием
слухоречедвигательного
взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их
тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму
и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст
пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей
формы
фонематического
ориентировочной
слуха
деятельности
-
ребенка
фонематического
в
звуковой
восприятия
и
действительности.
Программа ориентирована на создание условий для развития личности ребенка,
развитие мотивации у ребенка к познанию.
Нормативно-правовая база
Дополнительная образовательная Программа разработана в соответствии с
нормативными документами:
• Федеральный закон РФ от 20.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);
3
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №06-
1844
от
11.12.2006г.
«О
примерных
требованиях
к
программам
дополнительного образования детей»;
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования от
30.08.2013 №1014;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидимиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года № 26ОБ.
• Устав МБДОУ детский сад «Золотой петушок», утвержден постановлением
администрации Нижнетуринского городского округа от 25.01.2016г. № 41.
Данная дополнительная образовательная программа «В гостях у
Звукознайкина» будет способствовать успешному развитию речи детей, так
как анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе
воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество
детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети
составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно
при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное
развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно
дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс
овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с
формированием
слухоречедвигательного
взаимодействия,
который
выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации
на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению
формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года
жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы
фонематического слуха - фонематического восприятия и ориентировочной
деятельности ребенка в звуковой деятельности. Поэтому в дошкольных
учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении
4
проблемы развития фонематического восприятия у детей и развития речи в
целом.
Одно из направлений взаимодействия логопеда с дошкольниками дополнительные услуги. Такие занятия развивают индивидуальную творческую
деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать
между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями,
навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память,
мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества,
необходимые для жизни и обучения в школе.
Программа
составлена
с
учётом
индивидуальных
и
возрастных
особенностей детей данного возраста.
1.2. Цель и задачи реализации программы
Целью дополнительной образовательной программы является развитие
фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей 56
лет. В соответствии с целью реализуются следующие задачи программы:
1. сформировать у детей первоначальные лингвистические представления,
понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
2. способствовать овладению способами интонационного выделения звука в
слове, определению места звука в слове;
3. познакомить со слогом, со слоговой структурой слова;
4. способствовать усвоению смыслоразличительной функции звука;
5. познакомить со зрительными образами букв.
1.3. Принципы и подходы к формированию и реализации Программы
Дополнительная образовательная программа реализуется с учётом
принципов дошкольного образования, обозначенных в ФГОС дошкольного
образования:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности;
5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
6. Осуществление образовательной деятельности по принципу усложнения
(постепенного и постоянного);
7. Интеграция различных направлений образовательного процесса областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
8. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
Данным
принципам
соответствуют
культурологический,
антропологический, личностно-ориентированный, средовой и деятельностный
подходы к организации развивающего взаимодействия между участниками
образовательного процесса.
1.4. Характеристика контингента детей
В возрасте 5-6 лет запас слов у детей увеличивается до 2500-3000. В
активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют
широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе
употребления слов совершенствуется их произношение. В речи 6-го года жизни,
как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков.
Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова.
В речь детей вводятся новые слова, углубляется понимание ребенком
смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре.
У детей 5-6 лет совершенствуется грамматический строй речи. При
оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. У детей
возрастает
количество
простых
распространенных,
а
также
сложных
предложений.
На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности
произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Однако еще
встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда
6
произносятся четко; [р] заменяется [л] или [й]; [л] заменяется [ль]. Наряду с
заменами
в
речи
детей
наблюдается
неустойчивое
употребление
сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.
Поэтому необходимо научить детей правильно произносить все звуки родного
языка и ввести их в речь.
С учётом психических и физических особенностей строится работа по
ознакомлению с элементами грамоты и развитию фонематического слуха, с тем
чтобы недостатки устранить, если они имеются, и подготовить ребёнка к
следующему этапу обучения - развитию звуко-буквенного анализа.
7
II
Содержательный
раздел
(комплекс
основных
характеристик
образования)
2.1. Объем программы
Организация образовательного процесса следующая:
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 6
лет. Зачисление с обязательным обследованием речи детей проводится 1
сентября. На каждого зачисленного ребенка заполняется речевая карта, с
последующей разработкой индивидуально-образовательного маршрута.
Обучение по Программе проводится с сентября по май включительно.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года.
Продолжительность одного занятия - 25 минут.
Объем учебной нагрузки по программе распределяется следующим
образом:
- общее количество занятий в год - 33;
- количество минут в год - 825;
- количество часов в год - 13,75.
Занятия ведутся в форме подгрупповой работы. Они ориентированы на
расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха. На занятиях
используются настольные игры, дидактические пособия по разным лексическим
темам. В занятия включены задания на формирование психофизической сферы
детей. Это динамическая пауза, игры на развитие мелкой моторики с
массажными мячиками, дыхательные упражнения, дидактические упражнения
на развитие внимания, памяти, мышления и речи. Структура занятия:
1. Вводная часть. Организационный момент - 1-2 мин.
2. Основная часть - 20 мин. (работа за компьютером, игры на развитие
мелкой моторики, работа в тетрадях);
3. Проведение физминутки - 2 мин.
4. Заключительная часть. Рефлексия - 1-2 мин.
Структура занятия не является статичной по своему характеру.
Структура может видоизменяться в зависимости от содержания образовательной
8
деятельности и от возможностей и потребности воспитанников. Занятия имеют
интересную, увлекательную, динамичную форму проведения с использованием
ИКТ, разнообразных дидактических игр, артикуляционных упражнений. В
работе используются практические (упражнения и дидактические игры),
наглядные (карточки, рисунки, игрушки) и словесные (беседа, рассказ,
пояснение,
объяснение,
вопросы)
методы.
Объем
учебного
материала
соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет
избежать
переутомления
и
дезадаптации
дошкольников.
Обязательным
элементом каждого занятия являются физминутки. Занятия проводится в
кабинете учителя-логопеда.
2.2. Содержание Программы
В содержание дополнительной образовательной программы вошло
учебно-методическое пособие «Говорим правильно в 5-6 лет», автор Гомзяк
О.С.
Теоретические основы авторского подхода опираются на разработки
концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об
образовании в РФ», анализ научно-методической литературы по проблеме. При
разработке
данной
концепции
учитывался
системный,
комплексный,
личностный и деятельностный подходы в развитии детей.
Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком
культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех
компонентов образовательного процесса.
Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук
(психолингвистики,
педагогики,
языкознания,
социолингвистики),
но
и
комплексного подхода в решении задач речевого развития (С.Л. Рубинштейн,
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.).
Теоретический
подход
к
проблеме
основывается
на
представлении
о
закономерностях речевого развития дошкольников.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей
грамоте в свете концепции развития целостной личности с учётом этапов и
9
закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка как субъект
разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает
игра. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы,
потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей
к школе.
Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей
данной возрастной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка,
зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знаний по
грамоте. Программа - не статичный документ, а весьма подвижный механизм в
организации работы с детьми.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава
предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им,
что является важной предпосылкой успешности школьного обучения (Ф.А.
Сохин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.А. Тумакова и др.)
Содержание программы обеспечивает:
- личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка со взрослым;
- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;
- формирование у ребёнка универсальных предпосылок учебной деятельности
(самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать
решение и выполнять его и т. д.).
Обучение детей по данной Программе осуществляется в МБДОУ в рамках
оказания
платных
дополнительных
образовательных
услуг.
Программа
рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 6 лет. Приоритетной формой
организации детей является объединение их в подгруппы по 8-10 детей. Это
позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и
эмоциональным переживаниям.
Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к
сложному» с использованием рабочей тетради «Говорим правильно в 5-6 лет».
10
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических
играх и упражнениях с использованием наглядного материала.
Наряду с основными задачами, используемая рабочая тетрадь решает
задачи по подготовке руки ребёнка к письму на данном возрастном этапе с
учётом его психолого-возрастных особенностей; развитию мелкой моторики и
развитию графических навыков; развитию фонематического восприятия и
формированию устной разговорной речи.
Программа включает в себя иллюстративный материал, игры и
упражнения, весёлые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес и
мотивационная
направленность
деятельности
помогают
формировать
самоконтроль и самооценку ребёнка.
В
данном
планировании
представлены
33
темы,
которые
входят
в
познавательно-речевое направление, содержание которого решает задачу развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Цель:
содействие
развитию
речи
детей
на
основе
развития
фонематических процессов.
На данном этапе речевого развития выделены 4 задачи, которые
решаются комплексно:
1. Активизация движений артикуляционного аппарата; формирование
правильных артикуляционных укладов.
2. Развитие фонематических процессов.
3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к
письму.
4. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Работа по формированию правильных артикуляционных укладов решается
при помощи выполнения артикуляционных упражнений на каждом занятии.
Работа по развитию фонематического слуха начинается с побуждения
детей интонационно произносить свистящие, шипящие, взрывные, губные
звуки, что способствует не только развитию фонематического слуха, но и
правильному произношению звуков. Эта задача решается практически на
каждом занятии.
11
Дети знакомятся с графическим изображением слова (моделированием) прямоугольник; пробуют делить прямоугольник на столько частей, сколько
слогов в слове, стараются подбирать схему к слову, к которому она подходит.
Решение данной задачи не вызывает у детей трудностей, а, наоборот, делает
процесс работы с моделями слов развивающим, интересным.
Сначала в игровой форме дети учатся различать на слух «песенку
большого комара З-З-З» и «песенку маленького комара Зь-Зь-Зь»; «песенку
дождя сильного К-К-К», и «песенку дождя мелкого Кь-Кь-Кь». Затем
предлагаются пары звуков Т-Ть, Б-Бь и др., где дети уже на слух определяют
мягкие и твёрдые согласные. Для успешного решения задачи широко
используется различные игры, которые делают процесс общения более
интересным, занимательным, доступным.
Речевые игры приучают детей внимательно слушать, способствуют
развитию
фонематических
процессов,
совершенствованию
лексико-
грамматического строя речи. Например, умение подбирать антонимы (игра
«Скажи наоборот») и синонимы («Скажи по-другому») говорит о понимании
ребенком смыслового значения слов. Это значит, что ребенок сможет более
правильно, более точно и более образно выражать свои мысли. Игра «Назови
одним словом» позволяет формировать и закреплять понятия об обобщающих
словах, а также способствует обогащению и расширению словарного запаса.
Упражнения
типа
«Найди
различия
в
двух
похожих
рисунках»
способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и
переключать внимание.
Наглядный материал, который представлен в рабочей тетради и
используется на занятиях, имеет особое значение, так как позволяет:
• обеспечивать максимальный уровень восприятия окружающего мира
познавательными
средствами,
которые
дают
возможность
перейти
к
следующему этапу обучения - звуко-буквенному анализу;
• развивать различные стороны психики ребёнка: внимание, мышление,
память, речь - в процессе практической деятельности;
• закреплять имеющиеся представления о фонетической стороне слова;
12
• способствовать развитию графических навыков;
• формировать навыки самоконтроля и самооценки.
В то же время использование рабочей тетради каждым ребёнком
позволяет
начать
работу
по
формированию
элементарных
навыков
самоконтроля и самооценки собственной деятельности: сравнивать конечный
результат с образцом, указаниями и объяснениями взрослого; замечать
несоответствия и устранять их.
В методическое пособие и рабочую тетрадь для детей включены задания
по подготовке ребёнка к освоению техники письма:
- развитие произвольных движений пальцев рук;
- формирование элементарных графических навыков.
Материал пособия представлен в определенной систематичности, в
определенной последовательности, что очень важно не только для усвоения
программы детьми, но и для развития способностей каждого ребёнка.
Представленное комплексно-тематическое планирование является одним
из возможных вариантов работы по развитию фонематических процессов.
2. 3. Планируемые результаты
Результаты
освоения
дополнительной
образовательной
Программы
представлены в виде возрастных характеристик возможных достижений ребенка
на этапе завершения старшего дошкольного возраста.
• Определяет место звука в слове.
• Слова делит на слоги.
• Дифференцирует твёрдые и мягкие согласные.
• Владеет навыками словообразования и словоизменения.
• Рисует прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии,
штрихует предметы.
• Владеет
универсальными
предпосылками
учебной
деятельности
(понимает предложенную задачу, самостоятельно её решает, осуществляет
самоконтроль и самооценку и т. д.).
13
Формы подведения итогов реализации Программы Таблица 1
№
Формы работы
Количество
Родительское
собрание,
круглый стол
2 раза в год
Участники
Ответственный
п/п
1
2
родители
администрация ДОУ
Открытое в конце учебного
занятие
года
учитель- логопед
учитель- логопед
родители дети
администрация ДОУ
2.4. Учебный план Программы
Обучение воспитанников по дополнительной образовательной Программе
проводится по следующему учебному плану (таблица 1).
Таблица 2
Объем
Учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули), иные
компоненты программы
учебной нагрузки по программе
Количество
Количество
занятий
часов
Звуки и буквы
33
33*25 минут
825 минут
Всего в год:
минут
33
(13,75 часов)
14
2.5. Календарный учебный график Программы
Таблица 3
Учебные предметы,
курсы, дисциплины
(модули), иные
компоненты
программы
Количес
Месяц
Тема занятий
тво
занятий
Звуки и буквы
Вводная игра «В гостях у Звукознайкина».
Звук и буква У. Детский сад.
сентябрь Звук и буква А. Игрушки.
Звуки У-А. Осень.
Звук и буква П. Овощи.
Звук и буква О. Фрукты.
октябрь Звук и буква И. Сад-огород.
Звук и буква М. Лес. Грибы. Ягоды.
Звук и буква Н. Перелетные птицы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Звук и буква Т. Одежда.
1
Звук Ть. Буква Т. Обувь. Головные уборы.
1
Звук и буква К. Мебель.
1
ноябрь
Звук Кь. Буква К. Семья.
1
Звуки К-Кь. Буква К. Зима.
1
Звук и буква Б. Зимние забавы.
1
декабрь
Звук Б. Буква Б. Новогодний праздник.
январь Звук и буква Э. Зимующие птицы.
1
1
15
Звуки Г -Гь. Буква Г. Дикие животные.
Звук Ль. Буква Л. Дикие животные зимой.
февраль Звук и буква Ы. Транспорт.
Звук и буква С. Комнатные растения.
Звук Сь. Буква С. Наша армия.
март
Звук и буква Ш. Весна.
Звуки С-Ш. Праздник 8 Марта.
Звуки Х-Хь. Буква Х. Профессии.
1
1
1
1
1
1
1
1
Звуки В-Вь. Буква В. Наша пища.
1
апрель Звук З. Буква З. Откуда хлеб пришел?
Звук Зь. Буква З. Посуда.
Звук и буква Ж. Мой дом.
май
1
1
Звуки З-Ж. Домашние животные и их
детеныши.
1
Звуки Д-Дь. Буква Д. Наша страна. Мой
родной край.
1
Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Насекомые.
Подведение итогов. Повторение. Лето.
Итого:
Всего в год:
1
1
1
33
33
2.6. Рабочая Программа
Таблица 4
16
Месяц
Тема занятия
Вводная игра «В гостях у
Звукознайкина».
Звук и буква У. Детский сад.
сентябрь
Звук и буква А. Игрушки.
Звуки У-А. Осень.
Задачи
Формировать слуховое внимание и
восприятие детей на неречевых звуках,
развивать артикуляционную и мелкую
моторику. Воспитывать умение слушать
друг друга.
Познакомить детей со звуком У,
способом его характеристики с опорой
на артикуляцию и понятием «гласный
звук». Познакомить с буквой У.
закреплять понятие «слово», развивать
фонематический слух, мелкую
моторику. Отрабатывать падежные
окончания имен существительных в
игре «Подарки и угощение для гнома»
Познакомить детей со звуком А, его
характеристикой (с опорой на
артикуляцию). Познакомить с буквой А.
Развивать умение составлять простые
предложения в игре «Расскажи о
соседе».
Учить детей давать сравнительную
характеристику звукам А и У,
подбирать слова на заданный звук.
Развивать фонематические процессы,
закреплять понятие о месте звука в
слове, развивать мелкую моторику.
Учить подбирать признаки к слову
«осень» в игре «Подбери словечко»
Звук и буква П. Овощи.
октябрь
Звук и буква О. Фрукты.
Познакомить детей со звуком П, его
характеристикой (с опорой на
артикуляцию и акустические признаки).
Закреплять понятия «звук», «слово».
Развивать фонематические процессы,
мелкую моторику. Упражнять в
отгадывании предметов по их описанию
в игре «Узнай по описанию».
Познакомить детей со звуком О, его
характеристикой (с опорой на
артикуляцию и акустические
признаки). Закреплять понятия «звук»,
«слово». Развивать фонематические
процессы, мелкую моторику.
Упражнять в согласовании
существительных с
17
Звук и буква И. Сад-огород.
Звук и буква М. Лес. Грибы. Ягоды.
Звук и буква Н. Перелетные птицы.
ноябрь
Звук и буква Т. Одежда.
Звук Ть. Буква Т. Обувь. Головные
уборы.
Звук и буква К. Мебель.
притяжательными прилагательными в
игре «Жадина».
Познакомить детей со звуком И, его
характеристикой (с опорой на
артикуляцию и акустические
признаки). Закреплять понятия
«гласный звук», «слог», «слово».
Развивать умение составлять
предложения, правильно употребляя
предлог «в» в игре «Во саду ли, в
огороде». Развивать фонематические
процессы, мелкую моторику.
Познакомить детей со звуком М, его
характеристикой (с опорой на
артикуляцию и акустические
признаки). Развивать фонематические
процессы.
Упражнять в делении слов на слоги,
развивать мелкую моторику.
Упражнять в подборе обобщающих
слов в игре «Собери в корзинку».
Познакомить детей со звуком Н, его
характеристикой (с опорой на
артикуляцию и акустические
признаки). Упражнять в делении слов
на слоги, упражнять в определении
места звука в слове. Закреплять
умение согласовывать имена
существительные с именами
числительными в игре «Сколько птиц
улетело?» Развивать фонематические
процессы, мелкую моторику.
Познакомить детей со звуком Т, его
характеристикой (с опорой на
артикуляцию и акустические
признаки). Закреплять понятия
«гласный звук», «слог», «слово».
Упражнять в образовании
существительных с уменьшительноласкательными суффиксами в игре
«Назови ласково». Развивать
фонематические процессы, мелкую
моторику.
Познакомить с понятием «согласный
мягкий звук», познакомить со звуком
ТЬ, его характеристикой; упражнять в
звуковом анализе слогов.
Познакомить со звуком К, способом
его характеристики по акустическим и
артикуляционным признакам.
Закреплять понятия «гласный»,
«согласный твердый» звуки. Учить
выкладывать схемы. Упражнять в
18
декабрь
январь
подборе антонимов к словам в игре
«Скажи наоборот».
Звук Кь. Буква К. Семья.
Познакомить со звуком КЬ, способом
его характеристики по акустическим и
артикуляционным признакам,
упражнять в делении слов на слоги,
развивать умение составлять
предложения. Упражнять в
образовании притяжательных
прилагательных в игре «Чей? Чья?
Чье?»
Звуки К-Кь. Буква К. Зима.
Учить различать звуки К, КЬ по
акустическим и артикуляционным
признакам, упражнять в делении слов
на слоги. Упражнять в образовании
однокоренных слов в игре «Подбери
слова-родственники».
Звук и буква Б. Зимние забавы.
Познакомить со звуком Б и научить
характеризовать его с опорой на
различные виды контроля, развивать
фонематические процессы. Упражнять
в правильном использовании
предлогов в речи в игре «Где
снегирь?»
Научить характеризовать звук БЬ по
Звук Б. Буква Б. Новогодний
акустическим и артикуляционным
праздник.
признакам. Закреплять понятия
«слог», «слово», «предложение».
Упражнять в подборе имен
прилагательных к именам
существительным в игре «Кто
больше?»
Звук и буква Э. Зимующие птицы.
Познакомить со звуком и буквой Э.
научить характеризовать звук по
акустическим и артикуляционным
признакам. Упражнять в звуковом
анализе прямых и обратных слогов.
Упражнять в образовании глаголов и
закреплять знания о голосах птиц в
игре «Угадай-ка».
Звуки Г -Гь. Буква Г. Дикие животные. Познакомить со звуками Г, ГЬ,
научить давать их сравнительную
характеристику. Упражнять в
звуковом анализе слогов и слов.
Упражнять в образовании
притяжательных прилагательных в
игре «Чей? Чья? Чье?»
Звук Ль. Буква Л. Дикие животные
Познакомить со звуком ЛЬ и буквой
зимой.
Л. Развивать фонематические
процессы. Упражнять в звуковом
анализе прямых и обратных слогов и в
делении слов на слоги. Упражнять в
образовании уменьшительноласкательных суффиксов имен
19
Звук и буква Ы. Транспорт.
февраль
Звук и буква С. Комнатные растения.
Звук Сь. Буква С. Наша армия.
существительных в игре «Назови
ласково».
Познакомить со звуком Ы и буквой Ы.
научить характеризовать звук Ы.
Развивать фонематические процессы.
Упражнять в образовании
приставочных глаголов в игре
«Путешественники».
Познакомить детей со звуком и
буквой С. Познакомить с понятием
«предложение». Упражнять в анализе
слов, состоящих из 3 -ех звуков.
Активизировать и расширять словарь
по теме в игре «Угадай, что это?»
Научить детей характеризовать звук
СЬ, с опорой на различные виды
контроля. Развивать фонематические
процессы. Упражнять в названии
военных профессий, закреплять
употребление имен существительных
в различных падежах в игре «Я хочу
стать...»
Звук и буква Ш. Весна.
март
Звуки С-Ш. Праздник 8 Марта.
Научить характеризовать звук Ш по
акустическим и артикуляционным
признакам. Развивать фонематические
процессы. Упражнять в анализе слов и
предложений. Упражнять в
согласовании имен существительных
с числительными в игре «Одинмного».
Учить анализировать звуки С и Ш в
сравнительном плане. Упражнять в
звуковом анализе слов. Упражнять в
подборе притяжательных
прилагательных в игре «Мамино или
Танино?»
Звуки Х-Хь. Буква Х. Профессии.
Звуки В-Вь. Буква В. Наша пища.
Звук З. Буква З. Откуда хлеб пришел?
Научить характеризовать звуки Х и
ХЬ по акустическим и
артикуляционным признакам
Упражнять в определении места звука
в слове. Развивать фонематические
процессы. Совершенствовать навыки
словообразования в игре «Назови
профессию».
Учить анализировать звуки В и ВЬ в
сравнительном плане. Развивать
фонематические процессы.
Упражнять в составлении
предложении с предлогами «в», «с».
Учить характеризовать звук З с
опорой на акустические и
артикуляционные признаки.
20
апрель
Звук Зь. Буква З. Посуда.
Развивать умение анализировать
предложение, развивать
фонематические процессы. Упражнять в
подборе синонимов и однокоренных
слов в игре «Скажи
иначе».
Научить детей характеризовать звук
ЗЬ, с опорой на различные виды
контроля. Упражнять в анализе слов и
предложений. Упражнять в образовании
относительных прилагательных в игре
«Из чего какое?»
Звук и буква Ж. Мой дом.
Научить характеризовать звук Ж по
акустическим и артикуляционным
признакам. Развивать фонематические
процессы.
Упражнять в образовании сложных
слов в игре «Какой дом?»
Звуки З-Ж. Домашние животные и их Учить различать звуки Ж и З по
детеныши.
акустическим и артикуляционным
признакам. Развивать умение
составлять и анализировать
предложение. Упражнять в образовании
сложных прилагательных в игре «Новое
слово».
Звуки Д-Дь. Буква Д. Наша страна.
Мой родной край.
май
Познакомить со звуками Д и ДЬ,
научить различать их по акустическим
и артикуляционным признакам.
Упражнять в делении слов на слоги.
Развивать умение анализировать слова
и выкладывать графическую схему.
Упражнять в согласовании
прилагательных с именами
существительными в числе и падеже в
игре «Какой, какая, какое?»
Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Насекомые.
Познакомить со звуками Ф и ФЬ,
научить характеризовать их по
акустическим и артикуляционным
признакам. Развивать фонематические
процессы. Упражнять в образовании
существительных мн.ч.в игре «Одинмного».
Подведение итогов. Повторение. Лето. Закрепить умение деления слов на
слоги, выкладывания звуковых схем к
словам, анализа предложений.
Упражнять в подборе действий и
признаков к предметам в игре «О чем
можно сказать?»
21
Всего в год:
33
2.7.Оценочные материалы
Для оценки результативности используются пособия:
1. Ильякова Н.Е.«Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет».
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
3. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного
возраста.
Результативность дополнительной образовательной Программы
отслеживается в ходе проведения обследования, которое включает в себя пять
игровых заданий.
Все полученные в обследовании данные заносятся в таблицу.
Задание 1. «Где спрятался звук?»
Цель: определение места звука в слове.
Материал. Предметные картинки с одним звуком, который находятся в разных
позициях (начало, середина, конец слова).
Описание задания. Ребенку предлагается произнести слово, выделяя заданный
звук голосом; определить, где находится звук, и положить картинку на
соответствующее место на схеме.
Задание 2. «Назови по порядку»
Цель: перечисление звуков данного слова по порядку.
Материал. Предметные картинки со словами, состоящими из 3 -ех звуков.
Описание задания. Ребенку предлагается назвать все звуки по порядку.
Задание 3. «Что из чего?»
Цель: образование относительных прилагательных.
22
Материал. Предметные картинки (стеклянная банка, снеговик, книга, бочка)
Описание задания. Ребенку предлагается ответить на вопросы:
- банка из стекла какая?
- снеговик из снега какой?
- книга из бумаги какая?
- бочка из дерева какая?
Задание 4. «Скажи наоборот» Цель: подбор антонимов к словам.
Материал. Картинки со словами - антонимами. Описание задания. Ребенку
предлагается подобрать антонимы к предложенным словам (Скажи наоборот)
Задание 5 . «У кого кто?»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
Материал. Картинки с изображением животных и их детенышей. Описание
задания. Ребенку предлагается назвать животное и его детеныша.
По данным обследования педагог заполняет таблицу (приложение № 1) и
определяет, какие моменты требуют последующего закрепления и дальнейшего
формирования.
23
III Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия
Логопедический кабинет ДОУ оборудован в соответствии с санитарноэпидемиологическими
правилами
и
нормативами,
правилами
пожарной
безопасности. Имеется необходимая мебель: шкаф для хранения методической
литературы, пособий, детские столы, стулья. Кабинет оснащен техническими
средствами обучения (имеется магнитофон, персональный компьютер).
Развивающая предметно-пространственная среда, созданная в кабинете,
соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Она
содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная
и безопасная. Для успешной работы по формированию звукопроизношения
имеется необходимое оборудование: настенное и индивидуальные зеркала,
приспособления для развития силы выдоха, дидактический и игровой материалы.
Материально-техническое
возможностям
детей
и
обеспечение соответствует возрастным
содержанию
дополнительной
образовательной
Программы.
Образовательное
пространство
оснащено
средствами
обучения
и
воспитания, соответствующими игровыми материалами и оборудованием,
которые обеспечивают:
• речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность воспитанников;
• зрительно-поисковую активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, а также развитие графических умений посредством рисования
линий и закрашивания.
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
• возможность самовыражения, самоконтроля и самооценки детей.
Игры и игровые пособия:
• Ильякова Н.Е. Звуки «С», «З», «Ц», я вас различаю! - Настольные
логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет.
• Ильякова
Н.Е. Звуки «Ч», «Щ», я вас различаю! - Настольные
24
логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет.
• Ильякова Н.Е. Звуки
«Ш», «Ж», я вас различаю! - Настольные
логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет.
• Леонова С.В. Игротека речевых игр. Живые картинки.
• Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр. Волшебная посуда.
• Мир вокруг нас - познавательная игра-лото.
• Модели и образы - игра развивающая и обучающая.
• Наборы картинок по лексическим темам.
• Найди четвертый лишний - развивающая игра для дошкольников.
• Один-много - граматика в картинках.
• Сошина И.В. «Игротека речевых игр» игры на согласование местоимений и
прилатгательных с существительными в роде «Местоимения «мой», «моя»,
«моё», «мои».
• Су-джоки.
Технические средства обучения:
• Ноутбук snsv
Оборудование:
• игрушки: кукла, мяч;
• магнитная доска;
• зеркала для индивидуальной работы 10 штук;
• шкаф для пособий и игр;
• стол тумбовый;
• 5 детских столов;
• 10 детских стульев;
• 1 стул для взрослого;
рабочая тетрадь «Говорим правильно в 5-6 лет» (на каждого ребёнка);
набор цветных карандашей (на каждого ребёнка);
шариковые ручки (на каждого ребенка).
25
3.2. Кадровое обеспечение
Таблица 3
Реализация дополнительной образовательной программы «В гостях у
Звукознайкина»
обеспечивается
руководящими,
педагогическими,
учебно-
вспомогательными, административно-хозяйственными работниками дошкольного
образовательного
(учитель-логопед)
учреждения.
и
квалификационным
Квалификация
учебно-вспомогательных
характеристикам,
педагогического
работников
установленным
работника
соответствует
в
Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»,
утвержденном
приказом
Министерства
здравоохранения
и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н., с
изменениями,
внесенными
приказом
Министерства
здравоохранения
и
социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н.
ФИО составителя
Место работы
Чащина Анна Александровна
МБДОУ детский сад «Золотой петушок»
Должность
Образование
Учитель-логопед
Высшее
Педагогический стаж
17 лет
Методические материалы
Гомзяк О.Г. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по
обучению грамоте детей старшей логогруппы. - М.:ООО «Издательство
ГНОМ», 2011.
Гомзяк О.Г. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 2 упражнений по
обучению грамоте детей старшей логогруппы. - М.:ООО «Издательство
ГНОМ», 2011.
Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР
III уровня. - М.: Издательство ГНОМ, 2013.
26
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет: Учебно-методический комплект
«Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». - М.: 2010.
Ильякова Н.Е. Звуки «С», «З», «Ц», я вас различаю! - Настольные
логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. - М.: Издательство «ГНОМ и
Д», 2009
Ильякова Н.Е. Звуки «Ч», «Щ», я вас различаю! - Настольные
логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. - М.: Издательство «ГНОМ и
Д», 2009
Ильякова Н.Е. Звуки «Ш», «Ж», я вас различаю! - Настольные
логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. - М.: Издательство «ГНОМ и
Д», 2009.
Леонова С.В. Игротека речевых игр. Живые картинки. - М.: Издательство
ГНОМ, 2011.
Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр. Волшебная посуда. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2009.
Наборы картинок по лексическим темам - наглядне пособия для педагогов,
логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2011
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей
группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.
Сошина И.В. Игротека речевых игр. Местоимения «мой», «моя», «мое»,
«мои». - М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. Серия «Рабочая тетрадь».Екатеринбург, 2016.
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику (картотека пальчиковых игр).М., 2015
27
Приложение № 1
Обследование подготовки к обучению грамоте детей 5-6 лет
№
п/п
Фамилия имя ребёнка
Где спрятался
звук?
Назови по порядку
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Условные обозначения:
«+» - задание выполнено правильно;
«-» - задание выполнено неверно;
«+ -» - при выполнении задания были допущены ошибки.
Что из чего?
Скажи наоборот
У кого кто?
Критерии оценки результатов обследования:
Высокий уровень
Ребенок безошибочно выполняет все
предложенные задания.
Средний уровень
Низкий уровень
Ребенок справляется с предложенными Ребенок не может выполнить предложенные
заданиями, но могут быть допущены
задания, даже с помощью взрослого.
ошибки, которые он сам исправляет.
2
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертиф икат 603332450510203670830559428146817986133868575811
Владелец Пустовит Елена Александровна
Действителен С 31.03.2021 по 31.03.2022