1 Содержание I Целевой раздел Программы 1.1. Пояснительная записка................................................................................... 3-5 1.2. Цели и задачи программы ..................................................................................5 1.3. Принципы и подходы к формированию и реализации Программы ..........5-6 1.4. Характеристика контингента детей .............................................................. 6-7 II Содержательный раздел (комплекс основных характеристик образования) 2.1. Объем программы ........................................................................................... 8-9 2.2. Содержание программы ............................................................................... 9-13 2.3. Планируемые результаты .......................................................................... 13-15 2.4. Учебный план ....................................................................................................15 2.5. Календарный учебный график .................................................................. 16-17 2.6. Рабочая программа ..................................................................................... 18-23 2.7. Оценочные материалы ............................................................................... 23-24 III Организационный раздел 3.1. Организационно-педагогические условия ............................................... 25-27 3.2. Кадровые условия ....................................................................................... 27-29 Приложение 2 I Целевой раздел Программы 1.1. Пояснительная записка Проблема разработки дополнительных образовательных программ по речевому развитию у детей дошкольного возраста остается в настоящее время актуальной, поскольку продолжается поиск обновления качества содержания по данному направлению работы, поэтому в нашем дошкольном учреждении разработана дополнительная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте 5-6 лет. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического ориентировочной слуха деятельности - ребенка фонематического в звуковой восприятия и действительности. Программа ориентирована на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации у ребенка к познанию. Нормативно-правовая база Дополнительная образовательная Программа разработана в соответствии с нормативными документами: • Федеральный закон РФ от 20.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384); 3 • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №06- 1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 №1014; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года № 26ОБ. • Устав МБДОУ детский сад «Золотой петушок», утвержден постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 25.01.2016г. № 41. Данная дополнительная образовательная программа «В гостях у Звукознайкина» будет способствовать успешному развитию речи детей, так как анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха - фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой деятельности. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении 4 проблемы развития фонематического восприятия у детей и развития речи в целом. Одно из направлений взаимодействия логопеда с дошкольниками дополнительные услуги. Такие занятия развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения в школе. Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей данного возраста. 1.2. Цель и задачи реализации программы Целью дополнительной образовательной программы является развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей 56 лет. В соответствии с целью реализуются следующие задачи программы: 1. сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся; 2. способствовать овладению способами интонационного выделения звука в слове, определению места звука в слове; 3. познакомить со слогом, со слоговой структурой слова; 4. способствовать усвоению смыслоразличительной функции звука; 5. познакомить со зрительными образами букв. 1.3. Принципы и подходы к формированию и реализации Программы Дополнительная образовательная программа реализуется с учётом принципов дошкольного образования, обозначенных в ФГОС дошкольного образования: 1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5 3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 6. Осуществление образовательной деятельности по принципу усложнения (постепенного и постоянного); 7. Интеграция различных направлений образовательного процесса областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; 8. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Данным принципам соответствуют культурологический, антропологический, личностно-ориентированный, средовой и деятельностный подходы к организации развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса. 1.4. Характеристика контингента детей В возрасте 5-6 лет запас слов у детей увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи 6-го года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова. В речь детей вводятся новые слова, углубляется понимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре. У детей 5-6 лет совершенствуется грамматический строй речи. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда 6 произносятся четко; [р] заменяется [л] или [й]; [л] заменяется [ль]. Наряду с заменами в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Поэтому необходимо научить детей правильно произносить все звуки родного языка и ввести их в речь. С учётом психических и физических особенностей строится работа по ознакомлению с элементами грамоты и развитию фонематического слуха, с тем чтобы недостатки устранить, если они имеются, и подготовить ребёнка к следующему этапу обучения - развитию звуко-буквенного анализа. 7 II Содержательный раздел (комплекс основных характеристик образования) 2.1. Объем программы Организация образовательного процесса следующая: Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 6 лет. Зачисление с обязательным обследованием речи детей проводится 1 сентября. На каждого зачисленного ребенка заполняется речевая карта, с последующей разработкой индивидуально-образовательного маршрута. Обучение по Программе проводится с сентября по май включительно. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Продолжительность одного занятия - 25 минут. Объем учебной нагрузки по программе распределяется следующим образом: - общее количество занятий в год - 33; - количество минут в год - 825; - количество часов в год - 13,75. Занятия ведутся в форме подгрупповой работы. Они ориентированы на расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха. На занятиях используются настольные игры, дидактические пособия по разным лексическим темам. В занятия включены задания на формирование психофизической сферы детей. Это динамическая пауза, игры на развитие мелкой моторики с массажными мячиками, дыхательные упражнения, дидактические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи. Структура занятия: 1. Вводная часть. Организационный момент - 1-2 мин. 2. Основная часть - 20 мин. (работа за компьютером, игры на развитие мелкой моторики, работа в тетрадях); 3. Проведение физминутки - 2 мин. 4. Заключительная часть. Рефлексия - 1-2 мин. Структура занятия не является статичной по своему характеру. Структура может видоизменяться в зависимости от содержания образовательной 8 деятельности и от возможностей и потребности воспитанников. Занятия имеют интересную, увлекательную, динамичную форму проведения с использованием ИКТ, разнообразных дидактических игр, артикуляционных упражнений. В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы. Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Обязательным элементом каждого занятия являются физминутки. Занятия проводится в кабинете учителя-логопеда. 2.2. Содержание Программы В содержание дополнительной образовательной программы вошло учебно-методическое пособие «Говорим правильно в 5-6 лет», автор Гомзяк О.С. Теоретические основы авторского подхода опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании в РФ», анализ научно-методической литературы по проблеме. При разработке данной концепции учитывался системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей. Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса. Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.). Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учётом этапов и 9 закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей. Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе. Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей данной возрастной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка, зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знаний по грамоте. Программа - не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми. Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения (Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.А. Тумакова и др.) Содержание программы обеспечивает: - личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка со взрослым; - развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка; - формирование у ребёнка универсальных предпосылок учебной деятельности (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т. д.). Обучение детей по данной Программе осуществляется в МБДОУ в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг. Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 6 лет. Приоритетной формой организации детей является объединение их в подгруппы по 8-10 детей. Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям. Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному» с использованием рабочей тетради «Говорим правильно в 5-6 лет». 10 Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Наряду с основными задачами, используемая рабочая тетрадь решает задачи по подготовке руки ребёнка к письму на данном возрастном этапе с учётом его психолого-возрастных особенностей; развитию мелкой моторики и развитию графических навыков; развитию фонематического восприятия и формированию устной разговорной речи. Программа включает в себя иллюстративный материал, игры и упражнения, весёлые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребёнка. В данном планировании представлены 33 темы, которые входят в познавательно-речевое направление, содержание которого решает задачу развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Цель: содействие развитию речи детей на основе развития фонематических процессов. На данном этапе речевого развития выделены 4 задачи, которые решаются комплексно: 1. Активизация движений артикуляционного аппарата; формирование правильных артикуляционных укладов. 2. Развитие фонематических процессов. 3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму. 4. Совершенствование лексико-грамматического строя речи. Работа по формированию правильных артикуляционных укладов решается при помощи выполнения артикуляционных упражнений на каждом занятии. Работа по развитию фонематического слуха начинается с побуждения детей интонационно произносить свистящие, шипящие, взрывные, губные звуки, что способствует не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению звуков. Эта задача решается практически на каждом занятии. 11 Дети знакомятся с графическим изображением слова (моделированием) прямоугольник; пробуют делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, стараются подбирать схему к слову, к которому она подходит. Решение данной задачи не вызывает у детей трудностей, а, наоборот, делает процесс работы с моделями слов развивающим, интересным. Сначала в игровой форме дети учатся различать на слух «песенку большого комара З-З-З» и «песенку маленького комара Зь-Зь-Зь»; «песенку дождя сильного К-К-К», и «песенку дождя мелкого Кь-Кь-Кь». Затем предлагаются пары звуков Т-Ть, Б-Бь и др., где дети уже на слух определяют мягкие и твёрдые согласные. Для успешного решения задачи широко используется различные игры, которые делают процесс общения более интересным, занимательным, доступным. Речевые игры приучают детей внимательно слушать, способствуют развитию фонематических процессов, совершенствованию лексико- грамматического строя речи. Например, умение подбирать антонимы (игра «Скажи наоборот») и синонимы («Скажи по-другому») говорит о понимании ребенком смыслового значения слов. Это значит, что ребенок сможет более правильно, более точно и более образно выражать свои мысли. Игра «Назови одним словом» позволяет формировать и закреплять понятия об обобщающих словах, а также способствует обогащению и расширению словарного запаса. Упражнения типа «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание. Наглядный материал, который представлен в рабочей тетради и используется на занятиях, имеет особое значение, так как позволяет: • обеспечивать максимальный уровень восприятия окружающего мира познавательными средствами, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - звуко-буквенному анализу; • развивать различные стороны психики ребёнка: внимание, мышление, память, речь - в процессе практической деятельности; • закреплять имеющиеся представления о фонетической стороне слова; 12 • способствовать развитию графических навыков; • формировать навыки самоконтроля и самооценки. В то же время использование рабочей тетради каждым ребёнком позволяет начать работу по формированию элементарных навыков самоконтроля и самооценки собственной деятельности: сравнивать конечный результат с образцом, указаниями и объяснениями взрослого; замечать несоответствия и устранять их. В методическое пособие и рабочую тетрадь для детей включены задания по подготовке ребёнка к освоению техники письма: - развитие произвольных движений пальцев рук; - формирование элементарных графических навыков. Материал пособия представлен в определенной систематичности, в определенной последовательности, что очень важно не только для усвоения программы детьми, но и для развития способностей каждого ребёнка. Представленное комплексно-тематическое планирование является одним из возможных вариантов работы по развитию фонематических процессов. 2. 3. Планируемые результаты Результаты освоения дополнительной образовательной Программы представлены в виде возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения старшего дошкольного возраста. • Определяет место звука в слове. • Слова делит на слоги. • Дифференцирует твёрдые и мягкие согласные. • Владеет навыками словообразования и словоизменения. • Рисует прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штрихует предметы. • Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности (понимает предложенную задачу, самостоятельно её решает, осуществляет самоконтроль и самооценку и т. д.). 13 Формы подведения итогов реализации Программы Таблица 1 № Формы работы Количество Родительское собрание, круглый стол 2 раза в год Участники Ответственный п/п 1 2 родители администрация ДОУ Открытое в конце учебного занятие года учитель- логопед учитель- логопед родители дети администрация ДОУ 2.4. Учебный план Программы Обучение воспитанников по дополнительной образовательной Программе проводится по следующему учебному плану (таблица 1). Таблица 2 Объем Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), иные компоненты программы учебной нагрузки по программе Количество Количество занятий часов Звуки и буквы 33 33*25 минут 825 минут Всего в год: минут 33 (13,75 часов) 14 2.5. Календарный учебный график Программы Таблица 3 Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), иные компоненты программы Количес Месяц Тема занятий тво занятий Звуки и буквы Вводная игра «В гостях у Звукознайкина». Звук и буква У. Детский сад. сентябрь Звук и буква А. Игрушки. Звуки У-А. Осень. Звук и буква П. Овощи. Звук и буква О. Фрукты. октябрь Звук и буква И. Сад-огород. Звук и буква М. Лес. Грибы. Ягоды. Звук и буква Н. Перелетные птицы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Звук и буква Т. Одежда. 1 Звук Ть. Буква Т. Обувь. Головные уборы. 1 Звук и буква К. Мебель. 1 ноябрь Звук Кь. Буква К. Семья. 1 Звуки К-Кь. Буква К. Зима. 1 Звук и буква Б. Зимние забавы. 1 декабрь Звук Б. Буква Б. Новогодний праздник. январь Звук и буква Э. Зимующие птицы. 1 1 15 Звуки Г -Гь. Буква Г. Дикие животные. Звук Ль. Буква Л. Дикие животные зимой. февраль Звук и буква Ы. Транспорт. Звук и буква С. Комнатные растения. Звук Сь. Буква С. Наша армия. март Звук и буква Ш. Весна. Звуки С-Ш. Праздник 8 Марта. Звуки Х-Хь. Буква Х. Профессии. 1 1 1 1 1 1 1 1 Звуки В-Вь. Буква В. Наша пища. 1 апрель Звук З. Буква З. Откуда хлеб пришел? Звук Зь. Буква З. Посуда. Звук и буква Ж. Мой дом. май 1 1 Звуки З-Ж. Домашние животные и их детеныши. 1 Звуки Д-Дь. Буква Д. Наша страна. Мой родной край. 1 Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Насекомые. Подведение итогов. Повторение. Лето. Итого: Всего в год: 1 1 1 33 33 2.6. Рабочая Программа Таблица 4 16 Месяц Тема занятия Вводная игра «В гостях у Звукознайкина». Звук и буква У. Детский сад. сентябрь Звук и буква А. Игрушки. Звуки У-А. Осень. Задачи Формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках, развивать артикуляционную и мелкую моторику. Воспитывать умение слушать друг друга. Познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук». Познакомить с буквой У. закреплять понятие «слово», развивать фонематический слух, мелкую моторику. Отрабатывать падежные окончания имен существительных в игре «Подарки и угощение для гнома» Познакомить детей со звуком А, его характеристикой (с опорой на артикуляцию). Познакомить с буквой А. Развивать умение составлять простые предложения в игре «Расскажи о соседе». Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова на заданный звук. Развивать фонематические процессы, закреплять понятие о месте звука в слове, развивать мелкую моторику. Учить подбирать признаки к слову «осень» в игре «Подбери словечко» Звук и буква П. Овощи. октябрь Звук и буква О. Фрукты. Познакомить детей со звуком П, его характеристикой (с опорой на артикуляцию и акустические признаки). Закреплять понятия «звук», «слово». Развивать фонематические процессы, мелкую моторику. Упражнять в отгадывании предметов по их описанию в игре «Узнай по описанию». Познакомить детей со звуком О, его характеристикой (с опорой на артикуляцию и акустические признаки). Закреплять понятия «звук», «слово». Развивать фонематические процессы, мелкую моторику. Упражнять в согласовании существительных с 17 Звук и буква И. Сад-огород. Звук и буква М. Лес. Грибы. Ягоды. Звук и буква Н. Перелетные птицы. ноябрь Звук и буква Т. Одежда. Звук Ть. Буква Т. Обувь. Головные уборы. Звук и буква К. Мебель. притяжательными прилагательными в игре «Жадина». Познакомить детей со звуком И, его характеристикой (с опорой на артикуляцию и акустические признаки). Закреплять понятия «гласный звук», «слог», «слово». Развивать умение составлять предложения, правильно употребляя предлог «в» в игре «Во саду ли, в огороде». Развивать фонематические процессы, мелкую моторику. Познакомить детей со звуком М, его характеристикой (с опорой на артикуляцию и акустические признаки). Развивать фонематические процессы. Упражнять в делении слов на слоги, развивать мелкую моторику. Упражнять в подборе обобщающих слов в игре «Собери в корзинку». Познакомить детей со звуком Н, его характеристикой (с опорой на артикуляцию и акустические признаки). Упражнять в делении слов на слоги, упражнять в определении места звука в слове. Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными в игре «Сколько птиц улетело?» Развивать фонематические процессы, мелкую моторику. Познакомить детей со звуком Т, его характеристикой (с опорой на артикуляцию и акустические признаки). Закреплять понятия «гласный звук», «слог», «слово». Упражнять в образовании существительных с уменьшительноласкательными суффиксами в игре «Назови ласково». Развивать фонематические процессы, мелкую моторику. Познакомить с понятием «согласный мягкий звук», познакомить со звуком ТЬ, его характеристикой; упражнять в звуковом анализе слогов. Познакомить со звуком К, способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам. Закреплять понятия «гласный», «согласный твердый» звуки. Учить выкладывать схемы. Упражнять в 18 декабрь январь подборе антонимов к словам в игре «Скажи наоборот». Звук Кь. Буква К. Семья. Познакомить со звуком КЬ, способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, упражнять в делении слов на слоги, развивать умение составлять предложения. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных в игре «Чей? Чья? Чье?» Звуки К-Кь. Буква К. Зима. Учить различать звуки К, КЬ по акустическим и артикуляционным признакам, упражнять в делении слов на слоги. Упражнять в образовании однокоренных слов в игре «Подбери слова-родственники». Звук и буква Б. Зимние забавы. Познакомить со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля, развивать фонематические процессы. Упражнять в правильном использовании предлогов в речи в игре «Где снегирь?» Научить характеризовать звук БЬ по Звук Б. Буква Б. Новогодний акустическим и артикуляционным праздник. признакам. Закреплять понятия «слог», «слово», «предложение». Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным в игре «Кто больше?» Звук и буква Э. Зимующие птицы. Познакомить со звуком и буквой Э. научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов. Упражнять в образовании глаголов и закреплять знания о голосах птиц в игре «Угадай-ка». Звуки Г -Гь. Буква Г. Дикие животные. Познакомить со звуками Г, ГЬ, научить давать их сравнительную характеристику. Упражнять в звуковом анализе слогов и слов. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных в игре «Чей? Чья? Чье?» Звук Ль. Буква Л. Дикие животные Познакомить со звуком ЛЬ и буквой зимой. Л. Развивать фонематические процессы. Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги. Упражнять в образовании уменьшительноласкательных суффиксов имен 19 Звук и буква Ы. Транспорт. февраль Звук и буква С. Комнатные растения. Звук Сь. Буква С. Наша армия. существительных в игре «Назови ласково». Познакомить со звуком Ы и буквой Ы. научить характеризовать звук Ы. Развивать фонематические процессы. Упражнять в образовании приставочных глаголов в игре «Путешественники». Познакомить детей со звуком и буквой С. Познакомить с понятием «предложение». Упражнять в анализе слов, состоящих из 3 -ех звуков. Активизировать и расширять словарь по теме в игре «Угадай, что это?» Научить детей характеризовать звук СЬ, с опорой на различные виды контроля. Развивать фонематические процессы. Упражнять в названии военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах в игре «Я хочу стать...» Звук и буква Ш. Весна. март Звуки С-Ш. Праздник 8 Марта. Научить характеризовать звук Ш по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать фонематические процессы. Упражнять в анализе слов и предложений. Упражнять в согласовании имен существительных с числительными в игре «Одинмного». Учить анализировать звуки С и Ш в сравнительном плане. Упражнять в звуковом анализе слов. Упражнять в подборе притяжательных прилагательных в игре «Мамино или Танино?» Звуки Х-Хь. Буква Х. Профессии. Звуки В-Вь. Буква В. Наша пища. Звук З. Буква З. Откуда хлеб пришел? Научить характеризовать звуки Х и ХЬ по акустическим и артикуляционным признакам Упражнять в определении места звука в слове. Развивать фонематические процессы. Совершенствовать навыки словообразования в игре «Назови профессию». Учить анализировать звуки В и ВЬ в сравнительном плане. Развивать фонематические процессы. Упражнять в составлении предложении с предлогами «в», «с». Учить характеризовать звук З с опорой на акустические и артикуляционные признаки. 20 апрель Звук Зь. Буква З. Посуда. Развивать умение анализировать предложение, развивать фонематические процессы. Упражнять в подборе синонимов и однокоренных слов в игре «Скажи иначе». Научить детей характеризовать звук ЗЬ, с опорой на различные виды контроля. Упражнять в анализе слов и предложений. Упражнять в образовании относительных прилагательных в игре «Из чего какое?» Звук и буква Ж. Мой дом. Научить характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать фонематические процессы. Упражнять в образовании сложных слов в игре «Какой дом?» Звуки З-Ж. Домашние животные и их Учить различать звуки Ж и З по детеныши. акустическим и артикуляционным признакам. Развивать умение составлять и анализировать предложение. Упражнять в образовании сложных прилагательных в игре «Новое слово». Звуки Д-Дь. Буква Д. Наша страна. Мой родной край. май Познакомить со звуками Д и ДЬ, научить различать их по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слова и выкладывать графическую схему. Упражнять в согласовании прилагательных с именами существительными в числе и падеже в игре «Какой, какая, какое?» Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Насекомые. Познакомить со звуками Ф и ФЬ, научить характеризовать их по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать фонематические процессы. Упражнять в образовании существительных мн.ч.в игре «Одинмного». Подведение итогов. Повторение. Лето. Закрепить умение деления слов на слоги, выкладывания звуковых схем к словам, анализа предложений. Упражнять в подборе действий и признаков к предметам в игре «О чем можно сказать?» 21 Всего в год: 33 2.7.Оценочные материалы Для оценки результативности используются пособия: 1. Ильякова Н.Е.«Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет». 2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. 3. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. Результативность дополнительной образовательной Программы отслеживается в ходе проведения обследования, которое включает в себя пять игровых заданий. Все полученные в обследовании данные заносятся в таблицу. Задание 1. «Где спрятался звук?» Цель: определение места звука в слове. Материал. Предметные картинки с одним звуком, который находятся в разных позициях (начало, середина, конец слова). Описание задания. Ребенку предлагается произнести слово, выделяя заданный звук голосом; определить, где находится звук, и положить картинку на соответствующее место на схеме. Задание 2. «Назови по порядку» Цель: перечисление звуков данного слова по порядку. Материал. Предметные картинки со словами, состоящими из 3 -ех звуков. Описание задания. Ребенку предлагается назвать все звуки по порядку. Задание 3. «Что из чего?» Цель: образование относительных прилагательных. 22 Материал. Предметные картинки (стеклянная банка, снеговик, книга, бочка) Описание задания. Ребенку предлагается ответить на вопросы: - банка из стекла какая? - снеговик из снега какой? - книга из бумаги какая? - бочка из дерева какая? Задание 4. «Скажи наоборот» Цель: подбор антонимов к словам. Материал. Картинки со словами - антонимами. Описание задания. Ребенку предлагается подобрать антонимы к предложенным словам (Скажи наоборот) Задание 5 . «У кого кто?» Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Материал. Картинки с изображением животных и их детенышей. Описание задания. Ребенку предлагается назвать животное и его детеныша. По данным обследования педагог заполняет таблицу (приложение № 1) и определяет, какие моменты требуют последующего закрепления и дальнейшего формирования. 23 III Организационный раздел 3.1. Организационно-педагогические условия Логопедический кабинет ДОУ оборудован в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами, правилами пожарной безопасности. Имеется необходимая мебель: шкаф для хранения методической литературы, пособий, детские столы, стулья. Кабинет оснащен техническими средствами обучения (имеется магнитофон, персональный компьютер). Развивающая предметно-пространственная среда, созданная в кабинете, соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Она содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная и безопасная. Для успешной работы по формированию звукопроизношения имеется необходимое оборудование: настенное и индивидуальные зеркала, приспособления для развития силы выдоха, дидактический и игровой материалы. Материально-техническое возможностям детей и обеспечение соответствует возрастным содержанию дополнительной образовательной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими игровыми материалами и оборудованием, которые обеспечивают: • речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; • зрительно-поисковую активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, а также развитие графических умений посредством рисования линий и закрашивания. • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; • возможность самовыражения, самоконтроля и самооценки детей. Игры и игровые пособия: • Ильякова Н.Е. Звуки «С», «З», «Ц», я вас различаю! - Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. • Ильякова Н.Е. Звуки «Ч», «Щ», я вас различаю! - Настольные 24 логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. • Ильякова Н.Е. Звуки «Ш», «Ж», я вас различаю! - Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. • Леонова С.В. Игротека речевых игр. Живые картинки. • Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр. Волшебная посуда. • Мир вокруг нас - познавательная игра-лото. • Модели и образы - игра развивающая и обучающая. • Наборы картинок по лексическим темам. • Найди четвертый лишний - развивающая игра для дошкольников. • Один-много - граматика в картинках. • Сошина И.В. «Игротека речевых игр» игры на согласование местоимений и прилатгательных с существительными в роде «Местоимения «мой», «моя», «моё», «мои». • Су-джоки. Технические средства обучения: • Ноутбук snsv Оборудование: • игрушки: кукла, мяч; • магнитная доска; • зеркала для индивидуальной работы 10 штук; • шкаф для пособий и игр; • стол тумбовый; • 5 детских столов; • 10 детских стульев; • 1 стул для взрослого; рабочая тетрадь «Говорим правильно в 5-6 лет» (на каждого ребёнка); набор цветных карандашей (на каждого ребёнка); шариковые ручки (на каждого ребенка). 25 3.2. Кадровое обеспечение Таблица 3 Реализация дополнительной образовательной программы «В гостях у Звукознайкина» обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно- вспомогательными, административно-хозяйственными работниками дошкольного образовательного (учитель-логопед) учреждения. и квалификационным Квалификация учебно-вспомогательных характеристикам, педагогического работников установленным работника соответствует в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н., с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н. ФИО составителя Место работы Чащина Анна Александровна МБДОУ детский сад «Золотой петушок» Должность Образование Учитель-логопед Высшее Педагогический стаж 17 лет Методические материалы Гомзяк О.Г. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. - М.:ООО «Издательство ГНОМ», 2011. Гомзяк О.Г. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. - М.:ООО «Издательство ГНОМ», 2011. Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. - М.: Издательство ГНОМ, 2013. 26 Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет: Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». - М.: 2010. Ильякова Н.Е. Звуки «С», «З», «Ц», я вас различаю! - Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009 Ильякова Н.Е. Звуки «Ч», «Щ», я вас различаю! - Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009 Ильякова Н.Е. Звуки «Ш», «Ж», я вас различаю! - Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. Леонова С.В. Игротека речевых игр. Живые картинки. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр. Волшебная посуда. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2009. Наборы картинок по лексическим темам - наглядне пособия для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2011 Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. Сошина И.В. Игротека речевых игр. Местоимения «мой», «моя», «мое», «мои». - М.: Издательство ГНОМ, 2012. Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. Серия «Рабочая тетрадь».Екатеринбург, 2016. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику (картотека пальчиковых игр).М., 2015 27 Приложение № 1 Обследование подготовки к обучению грамоте детей 5-6 лет № п/п Фамилия имя ребёнка Где спрятался звук? Назови по порядку 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Условные обозначения: «+» - задание выполнено правильно; «-» - задание выполнено неверно; «+ -» - при выполнении задания были допущены ошибки. Что из чего? Скажи наоборот У кого кто? Критерии оценки результатов обследования: Высокий уровень Ребенок безошибочно выполняет все предложенные задания. Средний уровень Низкий уровень Ребенок справляется с предложенными Ребенок не может выполнить предложенные заданиями, но могут быть допущены задания, даже с помощью взрослого. ошибки, которые он сам исправляет. 2 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертиф икат 603332450510203670830559428146817986133868575811 Владелец Пустовит Елена Александровна Действителен С 31.03.2021 по 31.03.2022